Несмотря на то, что Россия первой в мире заявила о создании рабочей вакцины против COVID, темпы вакцинации в нашей стране сильно отстают от среднемировых. Малое число привитых граждан не позволяет сформироваться полноценному массовому иммунитету и не дает властям возможность отменить все введенные из-за пандемии ограничения. Болезнь показала, что она распространяется волнообразно, и мир пережил уже две волны пандемии.
Когда начнется третья волна коронавируса, придет ли она в Россию и может ли вакцинация остановить ее – «ФедералПресс» рассказал академик и научный руководитель Института иммунологии УрО РАН, глава Российского научного общества иммунологов Валерий Черешнев:
«Последняя сводка Всемирной организации здравоохранения, которая была дана, говорит о том, что за последнюю неделю в среднем по миру процент инфицирования коронавирусом снизился на 20 %. Сегодня в мире 164,5 миллионов инфицированных. В призовую пятерку входят США, Индия, Бразилия, Франция и Турция. Мы, Россия, находимся на 6-м месте.
Беспокоит то, что вакцинация по всему миру идет очень неравномерно. В США этот процесс резко активизировался, там уже 55 % людей привиты той или иной вакциной, в основном там ставят Pfizer. А у нас привито всего 9,1 % населения. Хотя для создания коллективного иммунитета необходимо вакцинировать не менее 60-70 % граждан. И остановка инфицированности как раз говорит о начале работы этого общего иммунитета. Абсолютным лидером тут является Израиль – там доля вакцинированных составляет почти 80 %. И они уже снимают многие запреты, введенные при локдауне.
Но в целом в мире доля привитых по странам составляет 10-20 %. И если к осени это число не вырастет до 70-80 %, то общий прогноз медиков и математиков, моделирующих развитие процессов, говорит о том, что к ноябрю возможна третья генерализированная волна коронавируса. Не так, как сейчас отдельно в Италии она заканчивается или во Франции она стабилизировалась, а во всем мире.
У нас третья волна пока не начиналась, хотя тревожные симптомы появляются. В Москве в начале прошлой недели был прирост в 1 200-1 500 инфицированных, а вчера уже 4 тысячи. Если было на той неделе 8 100-8 200 зараженных по стране, то вчера уже 9 200. Те же симптомы появляются и в Петербурге, хотя регионы еще держатся. Там динамика идет все ниже и ниже.
В чем главная проблема у нас? А в том, что 300 тысяч человек постепенно возвращаются из Турции и примерно 180 тысяч приезжают из стран Африки, прежде всего, Танзании. Наплыв большой, а эти страны отличаются тем, что там формируются опасные штаммы. Мутации идут в сторону повышенной вирулентности, и если все это хлынет на страну, то ситуация изменится буквально за несколько дней.
Поэтому вся надежда только на вакцинацию. Антипрививочное лобби в мире очень сильное, там идет борьба фармкомпаний и другие процессы. Поэтому на общественные организации должна быть возложена сильнейшая работа по пропаганде пользы вакцинации.
А тут откуда-то начинают говорить, что РНК-вакцины могут встраиваться в наши ДНК и нести прочую антинаучную ахинею. Мол, надо посмотреть, что будет через 2-3 года. Ну, что будет? Организм борется со всеми чужеродными РНК и ДНК, он разрушает их в первую очередь. На нас постоянно идет это воздействие. Сейчас как раз цветение началось, пыльца в воздухе. Аллергикам очень тяжело, но остальные прекрасно с этим справляются. Потому что системы ферментные работают, а иммунитет – врожденный и адаптивный – на месте.
Надо делать вакцины и останавливать болезнь, чтобы не было третьей, а может и последующих ее волн».
Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс
Пандемия коронавируса