Свердловский губернатор Евгений Куйвашев обратился с просьбой к премьер-министру Михаилу Мишустину лишить развалины больницы в Зеленой роще статуса памятника архитектуры областного значения. Это необходимо для строительстве на месте бывшего госпиталя нового многофункционального медцентра по системе ГЧП: реставрировать руины слишком накладно, а снести их не дает статус памятника. Будет ли больница в итоге снесена и станет ли такой шаг правильным с точки зрения архитектуры, политики и экономики, «ФедералПресс» рассказал директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, председатель Экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин:
«Мне кажется, что Мишустин все-таки рассмотрит предложение губернатора, тем более что оно достаточно реалистично и будет эффективным для города, региона и в целом для страны. Реконструировать там уже нечего, там действительно все превратилось в руины. Поэтому смысла восстанавливать то, что давно устарело и разрушилось, нет никакого. Конечно, если цель заключается в строительстве многофункционального медцентра, то нужно его строить заново.
То, что предполагается формат ГЧП, – это правильно. В Свердловской области успешно реализуется это направление: трамвай до Верхней Пышмы строится в таком формате, железная дорога в «Титановую долину» прокладывается в концессии с РЖД, есть еще несколько проектов. То есть у нас этот непростой механизм отработан. Поэтому я думаю, что это стало бы большим подспорьем, чтобы быстро построить многофункциональный медцентр, который крайне необходим для области, учитывая все наши проблемы. Проект создания такого центра давно уже есть в разных вариантах, и мне кажется, что какая-то документация для начала строительства уже подготовлена. Это дополнительно позволяет нам сократить время создания новой клиники.
Какие-то конструктивные элементы старого здания можно внести в новый проект. Например, у нас баня на Куйбышева сделана по подобию того, что стояло на ее месте в прошлом. Поэтому здесь много разных вариантов, но самым главным должно стать функциональное назначение данного сооружения, раз оно связано с медициной.
Здания медицинского характера, такие как поликлиники и больницы, не представляют какой-то художественной ценности с точки зрения архитектуры и эстетики, потому что они заточены под одну задачу – лечить людей. Так что особой ценности старая больница не представляет, хотя со мной не согласятся отдельные специалисты. Но давайте разбираться: мы хотим иметь медицину или многолетние развалины?
Я не уверен, что большинство горожан выступят против сноса. Людям, по-моему, нужна больница, а не развалины. Поэтому разговоры о сохранении старого госпиталя – они от лукавого. У нас протесты могут быть по любому поводу. У нас, знаете, начнут сносить какой-нибудь сельский сарай или туалет на Декабристов где-нибудь, и сразу возникает куча людей: «В этих трущобах жила известная балерина!» Любители такого рода пиара обязательно найдутся, но давайте слушать голос разума, а не любителей попиариться на старом».
Фото:Евгений Поторочин / ФедералПресс