Центробанк поднял ключевую ставку до 6,5 % годовых. Из-за этого в ближайшем времени вырастут ставки по кредитам и вкладам: деньги будет выгодно копить, а не тратить. Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и ВЭД УрГЭУ Константин Юрченко рассказал, что так ЦБ снизит инфляцию, но задушит еле-живую экономику.
«Центробанк не только в России, но и в любой другой стране реагирует на разгоняющуюся инфляцию повышением уровня процентных ставок. Существует мнение, что высокие процентные ставки неизбежно приведет к удорожанию кредитных средств. Поэтому кредитов браться будет меньше, как следствие, тратиться денег тоже будет меньше и на инвестиции, и на потребление.
Не факт, что это действительно так работает, но в это очень многие верят. Не будем забывать о том, что все лица, которые принимают решения – суеверные рабы прочитанных когда-то книг.
Кредиты станут дороже, что будет подавлять экономическую активность. Экономика не может выйти из кризиса, который порожден последствиями коронавируса, и к этому кризису мы подошли после семилетней стагнации. Любые действия, которые подавляют экономическую активность, лишь добивают экономику.
Напомню, что предыдущий год благодаря мягкой монетарной политике Центробанка и низким ставкам очень хорошо шли дела в разных сферах, например в строительстве. Есть, конечно, истерические крики о том, что на рынке ипотеки возник пузырь. Он может появиться, но нам до него еще очень далеко.
Мог бы ЦБ поступить иначе? Мог бы. Есть способы лечить экономику, сохраняя низкие процентные ставки. Лучшая мера, которая помогла бы приструнить инфляцию в России –демонополизировать основные производственные отрасли. Не стоит забывать, что неким базисом ценообразования являются цены на нефть, электроэнергию и другие ключевые ресурсы. Если бы эти рынки были конкурентными, компании никогда бы не задирали цены. Тогда инфляция оказалась бы намного более низкой.
Второй инструмент снижения инфляции без повышения ключевой ставки – субсидирование производителей. Те компании, которые во многом зависят от зарубежных поставок, могут перенимать и зарубежную инфляцию Государство может предложить компаниям оставить цены для российских покупателей такими же, но доплачивать производителям за каждый товар, чтобы компенсировать рост цен на импортные товары.
Важно понимать, что торговые сети мало участвуют в ценообразовании. Мы можем натравить губернаторов на крупные торговые сети, однако, это будет давать эффект на очень короткий период. Если продавцу запретят повышать цены, то его поставщику цену повышать не запретили. В этом месяце продавец согласится, но в следующем – вовсе откажется поставлять такой товар. Стоимость формируется грузоперевозчиками, коммунальными услугами, расходами на энергию.
Третий способ – перестать вводить и убрать имеющиеся продуктовые эмбарго. К примеру, в зимним период большинство овощей в Россию завозится из-за рубежа. Если складывается дефицит, который толкает цены вверх, это приводит к тому, что появляются новые участники, которые везут товары из-за рубежа. Каждый раз, когда государство запрещает ввоз того или иного продукта, инфляция толкается вверх».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева