В Екатеринбурге весной в тестовом режиме появились маршруты общественного транспорта, в которых вместе с кондукторами стояли терминалы бесконтактной оплаты проезда. Уже летом в некоторых автобусах вообще исчезли кондукторы и остались одни валидаторы. Пассажиры теперь могут заплатить за проезд с помощью банковской карты, смартфона, проездного через терминал или наличных денег у водителя. Подобная система действует и в Москве. О том, насколько удачно внедрена такая оплаты в столице Урала, какие проблемы вызывает и к чему может привести – рассказал «ФедералПресс» урбанист Владимир Злоказов:
«Тенденция пришла к нам не только из Москвы, но и из многих других городов в мире. Фонд оплаты труда составляет значительную долю затрат транспортного предприятия, поэтому иметь «на борту» двух оплачиваемых сотрудников – для предприятия довольно затратно. Во многих странах принято использовать стационарные валидаторы, но при этом на транспорте работают контролеры, чтобы люди все-таки оплачивали проезд.
Для Екатеринбурга логично сначала было бы сделать такую систему оплаты на наименее загруженных рейсах, например, обслуживающих пригородные маршруты. Но, в конечном итоге, думаю, что подобная система будет на всех видах городского наземного транспорта.
От оплаты наличными водителю в принципе стоило бы уйти в пользу покупки разовых билетов в автоматах на остановках. Есть города в мире, где за наличные непосредственно в транспорте купить билет нельзя.
Когда водитель принимает деньги, выдает билеты и сдачу во время движения - это неправильно. Скорее всего даже нарушает какие-то правила перевозок, но точно не знаю. Внедрение продажи билетов на остановках требует времени – это отдельная задача.
Касательно контроля. Собираемость денежных средств будет нормальной, если проверка будет более-менее регулярной и среднестатистический пассажир будет видеть контролеров хотя бы раз в несколько дней. Это уже будет хорошо стимулировать платить. И штрафы за неуплату должны быть сопоставимы со стоимостью проездного билета. 1000 рублей вполне нормально».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева