Один из самых амбициозных федеральных проектов, в которых участвует Ямал, – Северный морской путь. Тема для страны архиважная – это подтверждает и особое внимание, которое уделили проекту на ВЭФ-2021 и на завершающемся сегодня в Тюмени ТНФ. Этот путь из Европу в Азию ощутимо короче существующих, однако 80 миллионов тонн грузов в год, о которых говорил президент, по Севморпути все еще не обеспечены. Что мешает развитию северного коридора? Своим мнением с «ФедералПресс» поделился директор Центра политического анализа и социальных исследований, политолог Павел Данилин:
«Во-первых, я бы сразу исключил из разговора о недозагруженности севморпути политический аспект, поскольку, когда в дело вступают деньги, политика всегда отходит на задний план. Так что это точно не политика. Это деньги – вопрос в коммерческой рентабельности проекта.
Дело в том, что у других стран, даже у Канады и США, нет ничего похожего на наши ледокольные суда. Поэтому они не могут в полной мере просчитать риски, стабильность и возможные негативные факты проходок по севморпути. Это не дает им воспринять этот путь как серьезный, стабильный маршрут.
Кроме того, из-за отсутствия подобного российскому флота другие страны фактически становятся заложниками российской стороны. Что им, конечно же, не нравится. Да, мы гарантируем им безопасность и надежность проходок. Но им этого мало. Им мало одного гаранта.
Плюс вопрос страховки. Движение во льдах, бесспорно, существенно поднимает ее цену. Это тоже пока не способствует нарастанию международных проходок.
Я думаю, что со временем вопрос надежности севморпути будет все больше восприниматься как норма. Но пока у ряда стран есть опасения».
Фото: gov-murman.ru