Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) стало предметом жарких дискуссий по итогам прошедших выборов. Оппозиция, в частности, коммунисты активно выступают против ДЭГ и считают, что эта система действует в интересах партии власти. Их также возмутило, что результаты ДЭГ по Москве были обнародованы днем позже, чем по остальным регионам. Эксперт ЭИСИ Александр Рудаков поделился экспертным мнением с «ФедералПресс», в котором объяснил, почему «Единая Россия» в любом случае одержала бы победу на выборах.
«Итоги ДЭГ не оказали серьезного влияния на общий результат «Единой России». Как известно, после подведения итогов стало понятно, что «Единая Россия» получает 324 мандата из 450. Даже если результаты ДЭГ сложились бы для партии неблагоприятно, то количество мандатов у нее было бы все равно больше 300, и «Единая Россия» в любом случае получила бы конституционное большинство.
Хотел бы напомнить о том, что на старте кампании говорили о 280 мандатах за «Единую Россию» как об «оптимистическом сценарии». Получение 300 мандатов считалось труднодостижимым результатом.
Тот результат, который перед нами сейчас – это очень серьезный успех. Это результат практически полной мобилизации своих сторонников, которая была осуществлена партией, поддержки президента, правильно выбранной лидерской «пятерки» и привлекательного политического предложения, сформулированного для избирателей в Народной программе. Именно по этим причинам консолидация электората «Единой России» оказалась выше базового рейтинга.
Что касается моих личных впечатлений о ДЭГ и о том, как его итоги были восприняты в СМИ и общественном сознании, стоит отметить целый ряд медийных факторов, которые искусственно создавали недоверие к итогам ДЭГ. К примеру, на следующий день после окончания выборов в целом ряде СМИ прошли сообщения о том, что после обработки 99 % голосов по одномандатному округу в Москве лидирует тот или иной кандидат. О том, что творилось в соцсетях, не стоит даже и говорить.
При этом не сообщалось ни о том, что речь идет лишь об избирателях, голосовавших в стандартном формате, ни о том, что таких в Москве – меньше половины. А большинство (1,94 млн из 3,75 млн голосующих) проголосовали дистанционно.
Конечно, такая информация сбивала людей с толку, создавала ложную картину событий. Ведь реально эти цифры были получены после обработки лишь примерно 45 % от общего числа голосов, то есть только тех, кто голосовал на участках. И, кстати, ни в одном из одномандатных округов в Москве, где сменился лидер, не было сильного разрыва между первым и вторым местом даже по результатам бумажного голосования.
Неудивительно, что после обработки большей половины голосов результат поменялся, с учетом того, что оппозиционные партии, прежде всего КПРФ, призывали своего избирателя байкотировать ДЭГ, а «Единая Россия», наоборот, призывала участвовать в нем самым активным образом».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова