Один из пунктов активных обсуждений на сегодняшний день – реорганизация получения выручки ПАО «Газпром» от реализации энергоресурсов на европейских рынках. Руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области, правозащитник Александр Хаминский рассказал «ФедералПресс» о неочевидных, но вполне ощутимых выгодах Российской Федерации от введения в отношении нее санкций со стороны Европейского союза:
«Уже на протяжении некоторого времени ожидалось создание условий, при которых Газпром продолжит отгружать газ, но не сможет получать оплату. На сегодняшний день такие обстоятельства фактически наступили.
Продажа газа более уязвима, чем торговля нефтью в силу наличия более широкого спектра транспортных возможностей по передаче покупателям последней. Соответственно, в газовой сфере не может не рассматриваться вопрос приостановления исполнения контрактных обязательств: этого требует коммерческое и иное право.
Снизить потери мы можем только в одном случае: объявив возникновение обстоятельств форс-мажора. Тогда ни по какому законодательству на нас не может быть возложена ответственность. Вопрос лишь в том, по какому обстоятельству это выгоднее сделать.
Вариантов, собственно, всего два: издание указа президента о защитных экономических мерах, либо введение в отношении РФ со стороны ЕС санкций, парализующих поступление денежных средств. И именно второй вариант для нас более предпочтителен, потому что в случае возникновения споров в международных или иностранных судах санкции ЕС будут оценены как более весомый аргумент по сравнению с указом российского президента.
Сейчас ПАО «Газпром» необходимо организовать экспорт газа через нового независимого трейдера, не являющегося резидентом России. Далее, конечно, возникнет вопрос аккредитации на европейских биржевых площадках, но он решается путем заключения брокерского договора. Или же второй путь: продажа российского газа европейским потребителям через азиатские биржи, а также через независимые торговые площадки. При этом подразумевается, что счета могут быть открыты в банках Китая. Таким образом будет достигнут безопасный режим осуществления газового экспорта. Плюс, мы получим возможность реализовывать все тот же самый газ тем же самым европейским потребителям, но не по контрактным, а по биржевым ценам, которые кратно превышают контрактные.
И главный вопрос – для чего это нужно? Разумеется, этим путем будут нивелированы расходы на реализацию проекта СП-2, а также возмещена неполученная прибыль от его эксплуатации. Одним словом, сплошная выгода».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева