«Федерал Пресс» начинает особенный спецпроект – «Честный инвестор» (совместно с популярным дзен-блогом с тем же названием). Куда вкладывать деньги обычному человеку? Что за зверь биткойн, стоит ли надеяться на золото, закупаться ли юанями и какая крипта надежнее – про все это мы будем говорить в формате еженедельных колонок. Ну а сегодня на повестке дня – NFT, новое поветрие в мире электронной коммерции.
Что такое NFT? Нет, вовсе не просто красивые картинки, как вы, может быть, слышали. Если простым языком, то NFT (от англ. non-fungible token) – это невзаимозаменяемый токен. Не стало понятнее? Ладно, попробуем еще проще.
Начнем с «невзаимозаменяемый» и отбросим «не». Остается «взаимозаменяемый», и с ним полегче – все, что можно заменить на аналогичный объект, является взаимозаменяемым. «Взаимозаменяемый токен» – это, например, бумажные деньги, любая обычная (т. н. «фиатная») валюта, где одна купюра может быть легко заменена другой.
NFT же, исходя из описания – это цифровой объект, который нельзя заменить, изменить, подделать, удалить и т. д. Однажды выпущенный NFT навсегда останется цифровым объектом с изначальными характеристиками, записанными в блокчейне.
Таким образом, NFT может быть любой цифровой объект. И с определенной точки зрения NFT – это прорыв в области данных.
Допустим, можно оцифровать договор, и никто никогда не сможет его подделать или отредактировать – это раз, а также «случайно потерять» – это два. Ежедневно бизнес-партнеры ссорятся и судятся, а ключевые документы таинственным образом исчезают. Из блокчейна в виде NFT такой документ никогда не исчезнет, а его наличие не вызовет сомнений.
Или, к примеру, регулярно пропадают данные в различных государственных учреждениях по причине технических ошибок. А также чеки, подтверждения оплаты, подтверждения перевода денежных средств и т. д. Даже акции в инвестиционном портфеле частного инвестора могут исчезнуть, когда брокер банкротится, а инвесторы потом не могут доказать, что реально владели этими активами. И никакие выписки из депозитария не помогают по понятным причинам. Все эти проблемы легко решаются с помощью блокчейна и NFT. И это лишь один пример пользы технологии.
Но нас больше интересует та тема, благодаря которой NFT получили нынешнюю популярность – это передача художественной ценности, то есть оцифрованные произведения искусства. Более того, как и в области традиционного искусства, в этом направлении появились свои ценители – NFT-коллекционеры. А стоимость многих работ на порядок превосходит даже картины знаменитых художников. И вроде бы для инвесторов такое должно представлять интерес.
Однако в последнее время NFT, как и любой другой рынок, начал в полной мере отражать человеческую натуру со всеми ее пороками. Из искусства, где ценность определяется самим человеком, оно потихоньку превращается в сувенирную лавку, где ценность определяется уровнем маркетинга и подменяется на кратковременный хайп.
Сейчас в NFT пришли команды, состоящие из дизайнеров и маркетологов. И они придумали своего рода апгрейд существующих NFT-картин – теперь на изображении может быть человек или существо практически в своем естественном, так сказать, виде. А вот одежду и различную атрибутику ты покупаешь отдельно, также в виде NFT. Соединяя различные элементы, ты создаешь образ своего персонажа. Кроме игрового элемента, расчет, разумеется, на то, что потом ты сможешь перепродать свой комбинированный NFT дороже.
Чтобы это совсем становилось похоже на компьютерную игру, некоторые команды продвинулись дальше и за отдельную плату позволяют «прокачивать» умения своих персонажей – силу, ловкость, обаяние и т.д.
При этом ценность уже определяется не единичностью и неповторимостью экземпляров (как в реальном искусстве), а количеством повторений в коллекциях, достигающих сотни, а то и тысячи примерно одинаковых изображений, то есть сколько раз один и тот же персонаж/элемент с заданным количеством «уникальных» характеристик повторяется. Чем реже повтор – тем больше цена, но ценность при этом фальшивая в контексте реальной уникальности NFT.
Если забыть о том, что в основе всего этого лежит блокчейн, а все транзакции (сделки, оплата) происходят в криптовалюте – мы получаем подобие несложной компьютерной игры. Если конкретнее – это тамагочи, виртуальный питомец. То есть, по сути, абсолютно бесцельная игра, задачей которой является просто времяпрепровождение.
С одной стороны, благодаря таким командам создателей и разработчиков мы получаем более функциональные NFT, которые, несомненно, найдут свое применение в метавселенных и дополненной реальности, о которых так много сейчас говорят ведущие цифровые корпорации. С другой стороны, мы уходим от того, чем NFT являлись – уникальными, единственными в своем роде и неповторимыми элементами арт-искусства.
Но надо сказать, что это неизбежный процесс. Все это мы уже видели на примере ICO в 2017–2020 (это аналог IPO в мире криптовалют) и далее DeFi («децентрализованных финансов»). Проекты появлялись, запускали «машину продаж», хайповали, срывали куш и схлопывались. Популярное вчера осталось в прошлом. И каждый раз нам говорили, что «это будущее».
Конечно, какие-то проекты остались, выжили и продолжили развитие. В основном это полезные и нужные с технологической точки зрения разработки. Эти разработки помогают совершенствовать, развивать технологию, что, разумеется, не отменяет факта обмана и потери средств непосредственно участниками.
В NFT сейчас все обстоит точно так же. Прямое сходство даже в том, что многие команды создают под свои проекты сайты, где прописывают «дорожные карты» (план развития). Мы это уже видели. Это должно вселять уверенность в покупателей NFT (так же, как прежде вселяло уверенность в инвесторов в ICO), что проект и дальше будет привлекать к себе внимание, а выпущенные им токены не обесценятся. Но, как и в случае десятков тысяч ICO в 2018–2020 годах, стоит проекту лишиться постоянного денежного потока, то есть дохода, как энтузиазм разработчиков сходит на нет и проект схлопывается.
Ни «дорожная карта», ни популярность прямо сейчас не могут заменить реальную художественную ценность технологически обеспеченных творений.
Так что если вы вдруг решите инвестировать в данный рынок, не забывайте, что дело не в красивых проектах и хороших упаковках, а в той ценности, которую можно пронести через годы. Почаще спрашивайте себя: а будет ли этот NFT завтра также популярен, как он популярен сегодня? Имеет ли он какую-то реальную художественную ценность? Иными словами, кто и почему должен будет купить ваш NFT через неделю, месяц или год?
Помните, что любой рынок дает максимальную прибыль тем инвесторам, которые раньше остальных принимают участие и готовы пережидать, пока хайп очистится от алчности, а в сухом остатке останутся жизнеспособные ценности.
Фото: Atilano Garcia / Keystone Press Agency / globallookpress.com, Vincent Isore / Keystone Press Agency / globallookpress.com, Ray Tang / Keystone Press Agency / globallookpress.com