После ухода с российского рынка европейских автобрендов китайские производители стали формировать новую ценовую политику и увеличили стоимость своих автомобилей на 50 – 60 %. Журналист, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал, с чем связано такое повышение цен, и стоит ли вообще покупать китайские автомобили.
«Если мы говорим об образе китайских машин, то, наверное, это машина, которую покупать еще рановато. Китайское происхождение автомобилей покупателей скорее отталкивает, чем привлекает.
У китайских автомобилей в среднем, как это было и раньше, 10 лет назад, лучше оснащение при той же цене, чем, например, у европейских машин. Но нужно сравнивать не сам факт наличия оснащения, а то, как оно работает. Если климат-контроль есть в одной машине, это не значит, что он также работает в другой, и так далее. Например, светодиодные фары есть и там, и там, но на одном автомобиле они могут светить хорошо, а на другом – плохо. Но само наличие, количество этого оснащения – китайские автомобили привлекают многих покупателей именно этим.
Почти ни один китайский автомобиль не едет так «правильно», как едут машины известных производителей, например европейских. Я не хочу говорить избитые слова «удовольствие от вождения» и так далее, но речь именно об этом. Все зависит от того, как он едет, поворачивает, слушается руля. Может быть, для части покупателей это не очень критично, сейчас гораздо актуальнее, чтобы машина не ломалась, но для кого-то это тоже важно.
Для многих китайских автомобилей характерна проблема с наличием запчастей. Либо с наличем, либо даже с поиском, потому что это не одно и то же. Некоторые модели меняются быстро, каталогов запчастей в традиционном понимании нет, и иногда это превращается в квест. Вроде и модель понятная, и год выпуска понятен, человек пытается заказать запчасть – и либо ее нет, либо она не подходит.
Чем машина лучше, тем она дороже. Китайские машины становятся лучше, но они перестали продаваться по бросовой цене, как это было 15 лет назад. Это характеристика в динамике, и эта динамика продолжается. Машины становятся лучше, но при этом дороже. Даже до всех событий февраля они фактически продавались по цене японских и корейских авто, а сейчас и тем более. Если мы раньше говорили, что китайские автомобили за 2 – 2,5 миллиона рублей – это перебор, то сейчас китайские машины есть и за 3, и за 4, и за 5 миллионов. Все куда-то в космос улетело, и, конечно, люди теряются. Они не горят отдавать такие деньги за китайские автомобили. Поэтому продажи в этом году не выше, чем в предыдущие. Хотя казалось бы: рынок освободился, продавай – не хочу, но нет.
Все китайские марки подняли цены на 50 – 60 %, пользуясь обстановкой. Я всегда говорил, что китайцы не будут дарить нам никаких подарков, и не надо строить иллюзий, что завтра они нас закидают дешевыми автомобилями, и мы будем плевать в потолок и ездить на классных автомобилях за миллион. Те, кто хоть что-то в бизнесе понимают, знали, что это иллюзия. Теперь уже всем ясно, что никаких подарков от китайцев нет и не будет».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин