В России может обанкротиться каждый второй торговый центр, на продажу уже выставлено около 200 моллов. В банкротном и предбанкротном состоянии находятся не менее 200 торговых центров, в обозримом будущем к ним могут прибавиться еще 70 – 100 объектов. Фактически под угрозой каждый второй ТРЦ. Некоторые эксперты говорят, что под ударом могут находиться три из четырех моллов – останутся только ключевые крупные игроки, которые и стянут на себя весь трафик. О том, как изменится привычная нам торговля, и где мы будем покупать вещи, «ФедералПресс» рассказал Кирилл Кулаков, президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков», профессор НИУ МГСУ:
«Сокращение количества торговых центров в нынешних условиях неизбежно. Причин тут несколько.
Первые трудности торговые центры испытали еще в пандемию. Онлайн торговля, получившая в то время импульс для развития, заняла определенную нишу, и трафик моллов уже не возвращался к допандемийному уровню.
Следующей серьезной проблемой стал уход западных брендов. Ожидаемого замещения китайскими или турецкими товарами не произошло, российские производители не в состоянии заполнить арендные площади такого размера. Это серьезное падение доходов крупных торговых центров.
Более того, на этом фоне изменилось потребительское поведение. Семейное посещение торгового центра как вариант проведения выходного дня, с посещением магазинов, кафе, кинотеатров теряет свою привлекательность.
В этом смысле в самом выигрышном положении оказались небольшие районные ТЦ, которые изначально формировали пул арендаторов под ежедневные нужды: детские товары, химчистка, спортивная одежда, товары для животных.
А поскольку большинство крупных ТЦ в ходе строительства привлекали кредитные ресурсы, то на момент серии кризисных явлений они столкнулись с трудностями в погашении долгов перед банками. Все это подталкивает владельцев к продаже данных имущественных комплексов. Другой вопрос, что покупателей в этой ситуации будет немного».
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников