На пограничном пункте «Верхний Ларс» образовалась многокилометровая пробка на въезд в Россию. Член ассоциации историков Союзного государства, эксперт РВИО Александр Макушин рассказал «ФедералПресс», почему уехавшие россияне после начала масштабных волнений в Грузии решили вернуться обратно в РФ:
«То, что через «Верхний Ларс» потянулись назад представители креативного класса, которые убежали в свое время из России, свидетельствует об одном: несмотря на то, что эти люди провозгласили себя интеллигенцией, работниками умственного труда, которые создают некий «неподвластный большинству» креатив, на деле они не просчитывают ситуацию даже не на годы вперед, а на несколько месяцев. Это должно быть свойственно взрослым людям, тем более тем, кто занимается научным, интеллектуальным, инженерным трудом. Для меня и моих коллег было совершенно понятно, что подогреваемая извне волна русофобии пройдет по всем бывшим республикам Советского Союза, потому что та самая сеть НКО, так называемых «неправительственных организаций», «общественных организаций», которые на самом деле являются (об этом уже пишут сами американцы, не стесняясь) инструментами, которые раньше именовались в докладах корпорации RAND «мягкой силой», потом – «умной силой», а сейчас – «комбинированной силой».
Все эти инструменты будут брошены на то, чтобы создать вокруг России «кольцо нестабильности». Создать вокруг России громадное количество националистических режимов, которые должны будут раскачивать ситуацию внутри нашей страны. Единственным способом одержать победу в геополитическом противостоянии в данный момент для наших геополитических противников является повторение ситуации 1917 и 1991 года. То, что сейчас происходит на фронте, показывает, что прямое столкновение с применением конвенционального оружия не приносит победу Западу. Более того – наш ВПК и наши солдаты показывают, что мы медленно «перемалываем» уже не Украину, а арсеналы Восточной Европы и блока НАТО. В конце концов, если мы рассмотрим это в динамике, в течение 5–8 лет это приведет к тому, что либо Соединенным Штатам придется перебрасывать свои арсеналы и армию для защиты стран блока НАТО, а американцы не любят гробов, которые приходят в США, либо выходить на какую-то договоренность с Российской Федерацией. То руководство Соединенных Штатов, которое находится в плену идеологем, а не реальной политики, на данный момент к этому не готово.
Так что повторюсь: единственный способ – раскачать ситуацию внутри России, на это будут брошены все силы. Поэтому во всех бывших постоветских республиках происходят волнения на националистической почве и недовольства действующей властью. Грузия была наиболее слабым звеном, потому что несмотря на распиаренное «грузинское чудо» при Саакашвили, никаких кардинальных изменений в экономике и уровне жизни Грузии не произошло. И попытка грузинского государства отстоять свое право на внутренний суверенитет провалилась, и можно сказать, что на данный момент Грузия – это не страна, а территория, на которой действуют несколько сотен НКО и есть административно-хозяйственный отдел в лице завхоза, который управляет остатками инфраструктуры данной территории.
Чего боятся люди, которые возвращаются? Они боятся банального – быть убитыми. Оголтелые грузинские националисты, подогреваемые нашими «небратьями», скорее всего, повторят для наших бежавших сограждан ту судьбу, которую для жителей Донецка и Луганска планировали украинские националисты в 2014 году, которую они осуществляли все эти годы. Эти люди боятся быть убитыми, их страх совершенно оправдан. А вот какое отношение должно быть у русского общества к людям, которые сбежали – это большой вопрос».
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина