Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Психолог о нападениях в школах: «Только не надо винить компьютерные игры»

подростки
Психолог подчеркивает, что с подростками необходимо разговаривать

За последнюю неделю в России стало известно о пяти случаях, когда дети нападали на своих сверстников с ножом. Три из них произошли в регионах Приволжья. Как правило, такие инциденты случаются в школах – поводом может стать как травля, так и обычная ссора. Как с психологической точки зрения можно объяснить тот факт, что дети безжалостно пытаются зарезать знакомых и одноклассников? Могут ли родители и система образования предотвратить печальные последствия? Ответы на эти вопросы «ФедералПресс» искал вместе с врачом-психотерапевтом Павлом Рыбаковым:

«У подростков очень много возбуждения и очень мало границ и ограничителей, для того чтобы это возбуждение как-то выразить. Это связано с таким социальным контекстом: нет какой-то идеологии, некуда детей пристроить, нечего им рассказать. Они живут в среде, где в открытом доступе есть очень много совершенно разной информации. Дети перевозбуждаются от обилия этой информации, это наслаивается на особенности подросткового возраста, где у психики в целом свои особенности. От этого происходят подобные «выпады» – нападения на сверстников.

Чтобы постараться это предотвратить, родителям нужно разговаривать с ребенком о том, что чувствуют обе стороны: как ребенок, так и взрослые. То есть вести разговоры о своих переживаниях, говорить о том, что переживать – это в целом нормально, и злиться нормально, но для выражения эмоций есть определенные формы. Можно сказать, что тебе не нравится, можно обозначить, что ты злишься в принципе. Но следует обозначить определенные рамки дозволенного в контексте выражения эмоций.

Кроме того, нужно активно развивать психологическое просвещение в школе, чтобы психологи в учреждениях занимались не только проведением каких-то тестов, но и читали интересные лекции детям: не просто академические речи, а интерактивные уроки. Например, опять же о чувствах, о том, как их можно выражать, как можно вести себя с другими людьми. Но для достижения целей должна быть выстроена определенная система просвещения. То есть это не вот какой-то один психолог в школе тащит на себе тысячу детей, а, возможно, какая-то целая социальная служба, которая бы занималась, например, исключительно подростками.

В современной России что-то из такой системы есть, но, к сожалению, это не повсеместно. Это, скорее всего, присутствует в отдельных школах, либо благодаря инициативным людям, которые проводят подобные программы. Но все так разношерстно и неструктурно.

Сейчас в интернете много информации о нападениях в школах, стрелках. Возникает вопрос: может ли ее распространение как-то негативно влиять на детей? Я думаю, что говорить о стрелках все-таки необходимо. То, как информация влияет на детей, зависит не от сути этих сведений, а от того, в каком вообще пространстве живет ребенок. Если у него хорошие отношения с родителями, он не заброшен семьей, ладит со сверстниками, у него есть какие-то занятия в жизни, то сколько ему ни говори о стрелках – он не пойдет и не повторит их поступки. Все зависит от того, в какую почву эта информация попадает.

То же самое можно сказать и о компьютерных играх, не стоит их винить. Давным-давно доказано, что нет прямой корреляции между играми и уровнем агрессивности у детей. Наоборот, есть исследования, которые подтверждают, что компьютерные игры хорошо влияют на память, внимание и скорость реакции».

Фото: Евгений Поторочин / ФедералПресс

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.