Накануне в Иркутске были подведены итоги «Тотального диктанта», который большинство участников написали на тройки и двойки. О том, какие ошибки люди допускали чаще всего, как изменилась грамотность жителей города за последнее время и как ее повысить, «ФедералПресс» рассказала филолог Анна Крутикова, которая уже три года проверяет работы в рамках акции.
«В тексте были очень сложные обороты, двойные знаки, которые нужно было верно использовать, например, причастный оборот, закрывающийся запятой, после которого следует тире. При этом могу отметить, что с пунктуацией, в сравнении с предыдущими годами, у иркутян в настоящее время дела обстоят намного лучше. Могу предположить, что некоторые участники приходят на мероприятие ежегодно и, видимо, уже знают, что в «Тотальном диктанте» необходимо писать непростые символы, например, точку с запятой, тире, двоеточие – раньше их многие игнорировали, теперь ставят.
Орфография текста была несложной, при этом автор использовал два слова, которые обычно редко встречаются, – наречия «нимало» в значении «нисколько» и «вскорости», то есть «вскоре». Они должны писаться слитно, первое – с буквой «и». Некоторые люди написали эти слова раздельно, «нимало» – с «е», из-за чего, с учетом небольшого количества пунктуационных ошибок, получили тройки. Были работы, где встречалась только пара орфографических ошибок, связанных лишь с этими словами.
А вот необычные недочеты были связаны с тем, что некоторые люди неправильно расслышали слова. Например, вызвало трудности слово «невообразимо». Почему-то некоторые писали «необразимый» и другие непонятные варианты.
На самом деле ошибки у всех были достаточно типичные: в плане пунктуации оказались трудными причастные и обстоятельственные обороты. Например, люди ставили знак препинания перед конструкцией, но забывали ее закрыть. Попадалась пара работ, где иркутяне писали запятые через каждые три слова, видимо, боясь что-нибудь пропустить.
Еще из-за того, что в прошлогодних текстах было много прямой речи, некоторые пытались обнаружить ее здесь и ставили много лишних знаков препинания.
Пунктуация в диктанте всегда не совсем обычная. Понятно, что если бы встречались одни запятые, то было бы попросту неинтересно писать.
Эффективный способ повысить грамотность – читать, потому что в художественных текстах как раз и можно увидеть сложные пунктуационные, орфографические моменты, в процессе они неосознанно запоминаются. Кроме того, можно писать различные диктанты онлайн – в Интернете есть много ресурсов, где это можно сделать. Также не забывайте в текстах выделять что-то необычное для себя и изучать об этом правила на сайте «Грамота.ру» – очень хороший ресурс, где все понятно разъясняется.
В целом, как ни крути, мы сталкиваемся с тем, что нам нужно создавать какие-то письма, официальные документы, и, конечно, их нужно писать правильно. Если вы написали неверно, то это может повлиять на впечатление о вас.
Потому нужно заниматься грамотностью – у нас у всех есть дети, мы их воспитываем. Если мы сами грамотные, то сможем это передать и будущему поколению».
Ранее «ФедералПресс» рассказал об итогах акции «Тотальный диктант» в Иркутске – в этом году пятерки получили 25 человек.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»