Top.Mail.Ru
Бизнес
Москва
0

Директор центра по работе с вузами: «Преподавателям часто приходится «догонять» высокотехнологичный бизнес»

преподаватель с ноутом
ИИ пригодится при работе с большими данными при подготовке предметных исследований в вузе

Согласно закону «Об образовании» педагогические работники обязаны регулярно повышать свою квалификацию. Увы, часто к этому требованию подходят достаточно формально, для галочки. Какие знания сейчас наиболее необходимы преподавателям вузов и как они могут повысить конкурентоспособность своих студентов на рынке труда, рассказывает Дмитрий Коваленко, директор центра по работе с вузами и академическим сообществом СберУниверситета:

«В начале этого года СберУниверситет и компания GeekBrains провели совместный опрос преподавателей и студентов и выяснили, что более трети преподавателей, студентов и слушателей программ уже попробовали инструменты генеративного искусственного интеллекта, а 51 % преподавателей и 77 % студентов считают, что генеративный искусственный интеллект окажет позитивное влияние на индустрию образования. При этом доля «пионеров» его применения в образовательных проектах – довольно низкая (13 % – у преподавателей и 10 % – у студентов), но и доля скептиков по использованию ИИ тоже не высокая, и среди преподавателей в два раза ниже (5 %), чем среди учеников (13 %).

К сожалению, сейчас вузы часто отстают от бизнеса в сфере внедрения технологий искусственного интеллекта. В бизнес-структурах специалисты прогнозируют, что уже к 2025 году 97 % компаний так или иначе будут использовать искусственный интеллект в своей деятельности. Крупные корпорации уже включили в матрицы компетенций нанимаемых специалистов, помимо предметных навыков и soft skills, цифровые навыки. В описании вакансий по таким направлениям как «дизайн», «ИТ-инжиниринг», «маркетинг», «НИР и аналитика» на платформах найма все чаще встречаются требования к владению генеративным ИИ. Кандидатам приходится сталкиваться с возрастающими требованиями, а преподавателям вузов – «догонять» высокотехнологичный бизнес, чтобы сделать своих выпускников конкурентоспособными на рынке труда.

Помимо возможности познакомить студента с базовыми знаниями об использовании ИИ, прохождение дополнительных курсов и знакомство с искусственным интеллектом может облегчить и жизнь самого преподавателя.

ИИ пригодится при работе с большими данными при подготовке предметных исследований в вузе, поможет проанализировать и структурировать лекционный материал, сгенерировать оформление в виде картинок и видео, поддержать участников обучения (например, при помощи Chat-ботов) и даже создать типовые проверочные задания. Нейросеть способна наравне с преподавателем выступать как «вторая пара глаз» для оценки работ: проверить текст как на наличие грамматических ошибок, так и на смыслы. Она может указать на отсутствие логических связок, выводов, провести полный структурный анализ работы: введение, заключение, сноски, ссылки, оформление.

Вовлечение ИИ в процесс обучения ни в коей мере не заменяет преподавателя, как многие опасаются, а скорее помогает обогатить предметные навыки, не связанных с IT-профессией. Раньше лингвисты проводили недели в библиотеке, чтобы выявить какие-то закономерности в печатных трудах, а теперь, правильно поставив задачу не поисковой системе, а системе ИИ, можно получить намного более точный и глубокий результат, например, по закономерности дат и сравнению цитат – буквально за несколько минут. Практически любая область, которую преподают в вузах, может обогащаться за счет использования искусственного интеллекта.

Преподавателей не технических профессий, тех же самых филологов, может пугать перспектива изучения такого высокотехнологичного продукта. Ведь чтобы что-то качественно объяснить, надо понимать, как это работает, что человеку без профильного образования может показаться достаточно тяжелым. Но даже не обладая серьезным математическим и IT-бекграундом, при правильном подборе учебных курсов филолог может познакомиться с работой ИИ, узнать какие программы существуют и как ими пользоваться, попробовать искусственный интеллект на практике и понять, как именно он обучается. Как минимум он сможет качественно ставить задачи техническим специалистам в вузах и быть уже квалифицированным заказчиком.

В преддверии нового учебного года хотелось бы пожелать преподавателям не бояться использовать новейшие технологии в образовательном процессе. Ведь они ни в коей мере не конкурируют с их деятельностью, а лишь облегчают ряд процессов и позволяют посвятить больше времени углублению в свои предметные знания и исследования».

Фото: unsplash.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.