В Югре, как и по всей России, продолжают расти цены на бензин и дизтопливо. После вывода нефтеперерабатывающих заводов стоимость должна была снизиться, но этого пока не произошло. Почему цены на АЗС такие высокие и когда ждать стабилизацию на топливном рынке, рассказал заместитель гендиректора института национальной энергетики Александр Фролов:
«В сентябре россияне ожидали понижения цен на топливо, вызванного снижением сезонного спроса в первую очередь на бензин. И казалось бы, сейчас ситуация должна нормализоваться, но этого не происходит из-за проблемы с доставкой топлива от нефтеперерабатывающих заводов до потребителей. Сроки расширились, и на транспортировку уходит не две недели, как это было раньше, а до двух месяцев.
Откуда эти сложности с логистикой-то возникают? Напомню, что 5 февраля 2023 года вступило в силу эмбарго на российские нефтепродукты. Компаниям приходится меньше использовать транспортные мощности, которые заточены на Запад. Большая нагрузка идет на южные и восточные направления, а они не готовы для перевозки нефтепродуктов в больших объемах.
Отдельные министры решили, что экспорт на Запад влияет на внутренний рынок, и предложили временно его запретить. Это бессмыслица в текущих объемах. Проблема не в том, сколько везут на экспорт, а в том, что это происходит по направлениям, которые исторически не приспособлены для такого грузопотока. Технически Россия не успела бы при всем желании расширить транспортные мощности сразу после введения санкций.
В итоге доступность топлива в регионах снижается из-за нарушения поставок. Сейчас используется бензин, купленный в пик летнего спроса по повышенной стоимости. Отмечу, что на заправки топливо приходит по одинаковой розничной цене, но в зависимости от отдаленности завода идет надбавка из-за логистики.
Вдобавок начинается новый вывод мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Заранее создали объемы топлива, которые были необходимы летом, а вот сейчас наступает еще один пик ремонтов, который накладывается на накопившиеся нерешенные проблемы.
Хочу отметить, на крупных и независимых АЗС наблюдается разница в цене, которая достигает до шести рублей на один и тот же вид моторного топлива. Стоимость растет, но ее потолок задают вертикально-интегрированные компании, у которых с правительством заключен ценовой договор. Благодаря этому независимые АЗС не могут поднимать цены выше среднего.
Думаю, что нефтяники сделают выводы и в следующем году все эти проблемы учтут, и мы не будем наблюдать таких ценовых скачков. До октября ситуация не изменится».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»