Биржевые цены на топливо возобновили рост после продолжавшегося несколько сессий подряд снижения. Правительство планировало таким образом удержать повышение и снизить цены. Почему после введенных мер цены на топливном рынке продолжают расти и чего ждать в будущем, рассказал заместитель гендиректора института национальной энергетики Александр Фролов:
«Запрет на экспорт обеспечен двумя главными составляющими. Первое, он продемонстрировал участникам рынка решительность проекта России, а это в условиях кризиса довольно существенный фактор, потому что многие начинают совершать импульсивные поступки, которые могут навредить текущей ситуации. Например, увеличение закупки топлива, что приводит к дефициту. Второе – запрет на экспорт пресек практику избыточного вывоза или серого вывоза.
Напомню, что в сентябре розничные цены сильно оторвались от оптовых. Поставщик, покупая моторное топливо на бирже, на внутреннем рынке был вынужден продать топливо по цене, которую диктует рынок. В лучшем случае он выходил в ноль, но, скорее всего, реализация топлива приносила большой минус. Тут три выхода:
• первый – завысить цену;
• второй – прекратить продажу топлива до лучших времен;
• третий – прекратить продажу на своих АЗС, но везти топливо за рубеж.
В текущих условиях, которые диктуются нам слабым рублем, вывоз топлива стал привлекательным. Серый экспорт, о котором начали говорить еще с середины лета, не был на тот момент настолько значимым явлением. Но уже в сентябре он мог оказать влияние на надежность внутреннего рынка. Притом он мог оказать влияние не только с точки зрения объема продаж на внутренний рынок, но и с точки зрения транспортной доступности. Например, у нас есть южное направление. По нему идут поезда, груженные нефтепродуктами для нужд армии, сельского хозяйства, отдыхающих и для местного населения. Дополнительно возникает экспортный поток, который растет и занимает место того груза, который шел на внутренний рынок. Этими факторами объясняется временный запрет на экспорт. Было понятно, что долго он не продлится в таком режиме, по той причине, что у нас нет избыточных мощностей для хранения этих продуктов. Страна производит дизтопливо в два раза больше, чем потребляет. Это означает, что если мы не будем вывозить, надо где-то хранить.
Нельзя бесконечно держать запрет на экспорт. Если вы не хотите добиться того, что просто объемы нефтепереработки начнут сокращаться, потому что физически невозможно поддерживать текущие объемы нефтепереработки в условиях ограничения экспорта. Это парадокс. Отмечу, что сейчас не весь объем, который реализуется в рознице, был куплен до запрета, введенного правительством. Значительная часть моторного топлива была приобретена в начале сентября.
Запрет на экспорт нельзя рассматривать как решение, которое полностью устраняет все проблемы. Нет. Это должно было быть одним из элементов воздействия на рынок. Решение о запрете должно было сопровождаться массой мероприятий. Были они проведены? Это самый главный вопрос. Ответ на этот вопрос мы скоро увидим».
Фото: ФедералПресс / Елена Аталыкова
Эксклюзивы «ФедералПресс»