Мошенники используют различные схемы, чтобы украсть у пользователей персональные данные и деньги. Один из распространенных методов у злоумышленников – обманывать человека с помощью контекстной рекламы. И популярность VPN-сервисов среди пользователей упрощает такую возможность для аферистов. О вреде подобного контента «ФедералПресс» рассказал член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин:
«Во-первых, бесплатные VPN-сервисы зарабатывают на рекламе. Причем она бывает чересчур навязчива, порой ее нельзя даже свернуть. Пользователю приходится терпеливо ждать, пока ролик закончится и в правом углу появится долгожданный крестик. И это полбеды. Самое страшное – в таких программах может рекламироваться даже то, что запрещено законодательством. Например, VPN-сервисы могут настырно предлагать человеку поиграть в онлайн-казино или иной другой «легкий» заработок.
Также в подобных приложениях иногда можно заметить политизированную рекламу с фейковыми изображениями и призывом к пожертвованиям совершенно сомнительным фондам. К примеру, в прошлом году, после начала спецоперации на Украине, некоторые VPN-сервисы настырно демонстрировали проукраинскую рекламу. А ведь зрителями такой нехитрой пропаганды могли стать и дети.
При этом мошенникам ничто не мешает подделать рекламное объявление, чтобы распространять вредоносное программное обеспечение. Для этого им всего лишь нужно заплатить владельцу VPN-сервиса, которому по большому счету все равно, что рекламировать на своей площадке.
По крайней мере, такое злоумышленники уже проделали с Google Ads. Например, согласно отчету ESET, представленному компанией в феврале этого года, жители Восточной и Юго-Восточной Азии стали мишенью хакеров, которые использовали рекламный сервис ИТ-гиганта. Их атаки включали в себя покупку рекламных мест для показа фишинговых сайтов в топе поисковой выдачи Google. Пользователи в попытках скачать популярные программы загружали на свой компьютер трояны удаленного доступа.
Во-вторых, с помощью VPN-сервиса российский пользователь может продолжать видеть контекстную рекламу на поисковой странице Google. Напомню, что корпорация приостановила работу Google Ads в России, поэтому на поисковой странице ИТ-гиганта рекламы нет. Однако если российский пользователь включает VPN-сервис, формально он выходит в Сеть из другой страны, и Google Ads будет рекламировать ему местные продукты. Вроде бы мелочи, но проблема в том, что рекламный сервис корпорации – излюбленная площадка для мошенников. Они регулярно ее используют для своих корыстных целей. За примерами далеко ходить не нужно.
Так, в сентябре компания Malwarebytes сообщила о том, что злоумышленники с помощью Google Ads распространяют вредоносное программное обеспечение под видом легитимной рекламы программы видеоконференций Webex от Cisco.
Из этого всего следует, что лишний раз лучше не кликать на контекстную рекламу, поскольку велика вероятность, что она может оказаться опасной для пользователя. Дело в том, что мошенники активно подделывают рекламные объявления, сайты и даже приложения. Также важно понимать, что использование бесплатных VPN-сервисов повышает риск стать жертвой злоумышленников, которые будут использовать для своих целей рекламу в интернете. Кроме того, если у вас включен VPN, будьте осторожны с рекламой, которую предлагает Google Ads. Она может таить в себе опасности».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева