Владимир Путин выступил на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». В своем выступлении президент коснулся исторических и философских аспектов развития страны. Политолог, доктор политических наук, проректор РАНХиГС, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал «ФедералПресс» о месте России в мировой цивилизации:
«Одной из любимых философских забав российской интеллигенции традиционно была игра по помещению своего Отечества в разного рода дихотомии. Европа мы или Азия? Восток или Запад? Культурные или дикие? Рациональные или чувственные? Белые или красные? Индивидуалисты или коллективисты? Естественно, целью таких игр было не определение истины, а унижение оппонента, своеобразное отстраивание от него. Тем, кто говорил, что Россия – Европа, в лицо бросали обвинение в предательстве национальных интересов; тем, кто говорил, что Азия, – обвинение в глупости. Тем, кто видел в россиянах индивидуалистов, – к примеру, как выступивший на Валдайском форуме режиссер Богомолов, – рассказывали сказки про всевластную на Руси общину; тем, кто видел в соотечественниках коллективистское начало, доставались сказки про казацкую вольницу и русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Можно с грустью заметить, что ровно так же колониальные европейские страны в свое время окунулись в ориентализм, в своих неправомерных обобщениях о покоренных народах демонизируя последние и отстраиваясь от них.
В своем выступлении на юбилейном 20-м заседании Валдайского клуба президент подчеркнет – цивилизаций много, и ни одна из них не лучше и не хуже другой. Это и есть подлинно многополярный, а лучше сказать – бесполярный мир. Мир цивилизационного сотрудничества, самодостаточности и ответственности. Мир диалога, баланса и согласия. Такой мир не знает прежних границ и рубежей, не знает железных занавесов и несправедливого сдерживания чужого развития. Какой смысл укладываться в прокрустово ложе «Глобального Севера» или «Глобального Юга», когда есть возможность просто оставаться собой? Зачем вступать в ряды «Коллективного Запада» или теряться в волнах «Поднимающегося Востока»?
Россия всегда была очень сложной страной; многих это пугало. Наряду с ее размерами, вызывавшими трепет у соседей, она обладала своей неповторимой культурой, уникальной историей, многоукладной традицией и тысячелетним опытом государственного суверенитета. Была ли она Европой? Безусловно, Россия была и относится к европейскому культурному пространству, и в том нет никакого противоречия с цивилизационной самобытностью. Неужели на всем континентальном пространстве Старого Света можно найти лишь одну цивилизацию? Нет, французы не похожи на англичан, а немцы сформировали наследие, отличное от испанского. Неужели в Юго-Восточной Азии, несмотря на все влияние Китая, не существует тай-кадайской или австронезийской цивилизации? Суверенные государства строились и будут строиться не только на текущих возможностях или конъюнктурной доступности для них тех или иных ресурсов; нет, в их основании лежит историческая традиция, поддерживаемая обществом и обеспечивающая развитие и сохранение собственной идентичности. Своих ценностей.
Сегодня многие критики России обвиняют ее в том, что ценности, традиции и идентичность – это всего лишь слова; мол, только благосостояние и экономический рост имеют значение. Однако, если бы это действительно было так, разве говорили бы американцы или европейцы о защите своих ценностей – а то и о «порядке, основанном на правилах» (понятно, на чьих именно правилах)? Нет. Даже в мировом бизнесе, при всей его ориентации на прибыль, управление все чаще осуществляется по ценностям. Разделяешь корпоративные ценности – добро пожаловать; не разделяешь – тебе укажут на дверь. Мир преисполнен ценностей, и именно ценности определяют наши цели, а не наоборот. Особенно значимым осознание этого становится во времена перелома, времена больших испытаний, – не зря говорится, что «тот, кто знает «зачем», преодолеет любое «как». В эпоху перемен мы стремимся сохраниться собой, стремимся сохранить свое «Я», отстоять основы своей культуры.
Так и любая цивилизация – это, в первую очередь, ценностно–культурная система. Система, порождающая свои идеи и свой язык, свои нормы и ритуалы, свои институты и обычаи, – а самое главное, порождающая и сохраняющая свое особое мировоззрение. Цивилизации по-разному видят мир – и по-разному относятся к нему. Ни Россия, ни Китай, ни Индия никогда не стремились к мировой гегемонии, никогда не стремились навязать другим свои «правила» – но известны и цивилизации, которые занимались этим (и занимаются по сей день). Стремящиеся к объективности, беспристрастности и нейтральности социальные науки часто недооценивали или даже игнорировали цивилизационный подход и исследования ценностей – но те, кто всерьез занимался этим, приобрели заслуженную славу и заслуженный авторитет. Более того, ни одна из стремительно развившихся за последние десятилетия государств не игнорировали собственное культурное наследие, собственную институциональную традицию и историю; и сегодня мы видим, как во всех частях света социологические исследования культуры, идентичности и мировоззрения, как и соответствующие решения в области образования, получают все большее распространение.
Наконец, главный вопрос. Что есть российское государство-цивилизация? В первую очередь, это неповторимое единство многообразия нашего общества. Пожалуй, лишь Индия может сравниться с Россией по сложности языкового и этнонационального уклада, но при полуторамиллиардном населении Индия не раскинулась на 11 часовых поясов. Когда в Калининградской области, самом западном регионе нашей страны, день клонится к закату, на Камчатке начинается рассвет; уже несколько столетий именно наша страна, не знавшая колониального угнетения, является державой, над которой никогда не заходит солнце. Россия – это и Европа, и Азия, и Запад, и Восток, и имперское наследие, и память о коммунистических идеалах. Это люди, пережившие ужас гражданской войны – и сломавшие хребет нацизму. В единстве своей сложности, своего многообразия рождается самобытность российской цивилизации.
Россия всегда была открыта миру, активно делилась с ним своими достижениями – и обогащала изобретения, которые приходили к нам извне. Это тоже цивилизационный путь и цивилизационная черта. Значение русской архитектуры, русской живописи, русского театра и литературы имеет поистине глобальный характер. На русском языке говорят десятки народов за пределами нашей страны, это международный язык и один из официальных языков ООН. Пьесы Чехова, музыка Чайковского, романы Толстого продолжают привлекать искренних поклонников по всему миру, ведь согласие и сотрудничество, направленное на взаимное обогащение, – вот на что всегда ориентировались российские деятели культуры и российская же наука. И, к счастью, государство, стоявшее у истоков Организации Объединенных Наций, старалось от своих сынов не отставать.
Россия всегда бережно хранила свою память о предках; каждая российская семья помнит и чтит своих героев, уважает места, где нас нарекли такими непохожими и уникальными для каждого народа именами. Социологические исследования показывают, что наследие прошлого играет для каждого из нас большую роль, и когда мы создаем свои семьи – союзы, которые основаны на любви и доверии, – нам очень важно продлить ту семейную линию, что тянется сквозь десятки поколений. Что это, как не цивилизационная черта?
О портрете российской цивилизации можно говорить еще долго, но самое главное сейчас – перестать мерить себя по чужим лекалам, перестать укладывать самих себя в рамки то «национального государства», то «восточной Европы». Как и многие другие народы, россияне сталкивались с теми, кто хотел лишить их самобытности, – и все равно оставались собой. Нам нужны любовь и доверие, согласие и сотрудничество, развитие и созидание, сила и ответственность – в этой сложности и кроется наша сила».
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Эксклюзивы «ФедералПресс»