Зарубежные онлайн-платформы уже неоднократно подрывали доверие пользователей из России. Деструктивный контент и многочисленные фейки буквально не дают права выбора, а алгоритмы рекомендаций диктуют свои правила. Чем же грозит опасная киберсреда и насколько мы защищены?
Какие были кейсы?
Продажа рекламы – главный источник дохода для интернет-ресурсов. Чтобы рекламодатель наверняка обратился к платформе, нужно предоставить подробные данные об аудитории. По мнению владельцев некоторых компаний, для этого можно пойти и на крайние меры.
Так, в конце 2022 Google обвинили в нарушении конфиденциальности детей младше 13 лет. Благодаря слежке за их активностью предлагалась таргетированная реклама. В иске утверждается, что поставщики контента для видеохостинга, такие как Hasbro Inc, Mattel Inc, Cartoon Network и DreamWorks Animation, заманивали детей на свои каналы, зная, что персональные данные несовершеннолетних будут отслеживать.
В похожем кейсе засветился и другой известный гигант рынка. В апреле 2023 года TikTok был оштрафован на 16 млн долларов за незаконную обработку данных 1,4 млн детей в возрасте до 13 лет, которые использовали его платформу без согласия родителей.
Не стоит забывать и о многочисленных штрафах за неудаление незаконного контента. За два года их общая сумма достигла более 21 млрд рублей. Российское законодательство нарушили Wikipedia, ByteDance, Google, Meta* (признана экстремистской и запрещена на территории РФ).
Как защищают россиян?
Пользователи из России многократно жаловались на изобилие треш-стримов и пропагандистских роликов в западных соцсетях. Некоторые из них уже заблокированы на территории РФ, что значительно облегчает борьбу с противоправным контентом. Однако это не гарантирует полного решения проблемы. Во-первых, люди продолжают обходить блокировку с помощью VPN, подвергая риску себя и свои персональных данные. Во-вторых, западные ИТ-гиганты редко откликаются на просьбы россиян. Очевидно, что гражданам гораздо сложнее защищать свои права в иностранных юрисдикциях.
Тем не менее ситуация не безнадежна. Российский регулятор и профильные общественные организации оперативно реагируют на жалобы и готовы предоставить помощь. Пользователи могут направлять обращения в Роскомнадзор, МВД или в Ассоциацию профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ). Целью последней является донесения мнения профессиональных пользователей как до администрации соцсетей и мессенджеров, так и до государства.
Что нас ждет впереди?
Правительства по всему миру стремятся обуздать транснациональные цифровые корпорации. В ход идут санкции и регуляторные меры, но принятию многих из них бигтех старается помешать. Стоит отметить, что в России даже штраф в несколько миллионов рублей для крупнейших ИТ-корпораций не является сколько-нибудь значимой суммой, особенно в сравнении со штрафами, назначаемыми им в Европе и США. Например, рекордом для Facebook* является штраф в 5 млрд долларов, назначенный Федеральной торговой комиссией США за утечку персональных данных миллионов пользователей соцсети в компанию Cambridge Analytica.
Сегодня воздействие западных ИТ-корпораций вызывает неподдельное беспокойство. В условиях информационного противостояния они все чаще становятся оружием в руках политтехнологов.
Российские власти всегда старались поддерживать активный диалог с игроками ИТ-рынка. Однако, как показывает практика, последние не всегда готовы идти навстречу и выполнять требования. В такой ситуации нужно дорабатывать и совершенствовать регуляторику. Стоит отметить, что множество шагов в этом направлении уже было сделано. Например, принятие закона «о приземлении» или «о самоконтроле соцсетей». Также в 2021–2022 годах значительно выросло число НПА (нормативно-правовые акты) в сфере «Государственная поддержка ИT-сферы». Такая тенденция должна только набирать обороты, активная позиция граждан и представителей власти этому поспособствует.
*Материнская компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева