Дети давно стали любимой аудиторией ИТ-гигантов, считают эксперты. Однако компании часто относятся халатно к юным пользователям, а порой и намеренно преступно к сохранению личной информации несовершеннолетних. О политике западных платформ по отношению к персональным данным детей «ФедералПресс» рассказал председатель Общероссийского общественного движения «Гражданский комитет России» Артур Шлыков:
«Дети – одна из целевых аудиторий ИТ-гигантов по понятным причинам. На детей эффективнее действует реклама, через них можно привлечь к чему-либо родителей, а сами юные интернет-пользователи в большинстве случаев проводят в Сети огромное количество времени, тем самым активно повышают показатели площадок. К сожалению, платформы зачастую халатно относятся к персональным данным детей, а порой и активно эксплуатируют их без оглядки на законы и нормы морали.
Особенно подобным «прославилась» компания Meta*, которой принадлежит соцсеть Instagram*. Недавно площадка оказалась в центре крупного скандала – выяснилось, что ИТ-гигант сознательно отказывается закрывать большинство учетных записей детей в возрасте до 13 лет, собирая их личную информацию без согласия родителей. Более того, Instagram не только фактически шпионит за юными пользователями, но и активно предлагает их взрослым, которые подписываются на детские аккаунты. Фактически идет продвижение педофилии в этих соцсетях. Наши эксперты выявили множество роликов сексуализированного характера с детьми и «опасные кадры» с несовершеннолетними.
Стоит отметить, что халатное отношение к персональным данным детей присуще не только Meta*. Западные ИТ-гиганты понимают, что информационное воздействие наиболее эффективно именно на детей, и активно этим пользуются. Именно по этой причине ни одна западная платформа не ушла из России после начала СВО, кроме соцсетей компании Meta*, которые пришлось признать экстремистами за откровенно русофобскую политику.
Зарубежные платформы позволяют пользоваться своим функционалом бесплатно, но эта бесплатность мнимая. Цена – персональные данные пользователя, которые продаются рекламодателям. И если взрослый может еще сознательно пойти на это, прекрасно понимая последствия, то ребенок не может нести ответственность за свои действия в силу возраста. И пользоваться этим – крайне цинично со стороны западных ИТ-гигантов.
Действительная проблема в том, что нам крайне трудно защитить наших детей от этого воздействия. И просто «дернуть рубильник» тоже нельзя, потому что так получится добиться только противоположного эффекта. В связи с этим очень радует выбранный государством вектор – развивать отечественные площадки как с точки зрения технологии, так и с точки зрения интереса для пользователя. И на них обеспечить безопасность намного проще».
* Признана экстремисткой организацией и запрещена в Российской Федерации
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова