Россиян все еще беспокоит тот самый вопрос президента: «А что у вас с яйцами?» В Тюменской области нашли свое решение: департамент АПК договорился с двумя птицефабриками снизить стоимость яиц до 100 рублей. Но поможет ли этот шаг стабилизировать цены – мнением с «ФедералПресс» поделилась заведующая сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН Валентина Неганова:
«Любая договоренность носит временный характер, а дальше никто ни от чего не застрахован. Здесь есть определенный позитив: хорошо, что смогли договориться и цены стабилизировались, пусть даже на этом уровне. Негатив же заключается в том, что это временная договоренность и она не носит постоянный характер. А что будет дальше – возникает вопрос.
Здесь должны решаться принципиальные вопросы, которые как раз и формируют цену. В нее входит все то, что касается техники и технологии на птицефабриках. Это в основном зарубежные технологии, зарубежная техника. Они требуют ремонта, они требуют замены каких-то деталей, и сейчас с этим возникают большие сложности. То есть это осуществляется через серые схемы. Заменять технику и технологии в ближайшие годы на китайские или на еще какие-либо смысла большого нет. Надо производить свою технику и заменять по степени ее выбытия.
Дальше – ветпрепараты сюда входят, корма, инфраструктура и содержание птицы. Помимо этого, еще и биодобавки, которые тоже мы закупаем за рубежом. Дальше идет зарплата персонала. Все это закладывается в себестоимость яйца. Это внутренний вопрос. Есть еще внешний вопрос, что сегодня наши товаропроизводители продавили пути на зарубежные рынки, а особенно в Китай. Там цены гораздо выше, там валюта. Но негатив заключается в том, что традиционно на экспорт мы должны отправлять те продукты, которыми рынок внутренний уже наполнен. А у нас сегодня получилась очень странная ситуация: рынок не наполнен соответственно кошельку потребителя, а мы начинаем наращивать экспорт, потому что валюта тоже нужна.
Если цены высокие, потребитель либо снижает объем, либо вообще отказывается от продукта. Например, яичные порошки. А курам не скажешь «не несите яйца», наступал определенный этап перепроизводства, потому что спроса нет, а предложение идет. И тогда волей-неволей наши руководители должны были снижать цену, а сейчас этот барьер за счет экспорта нивелировался. Сегодня никто не ориентируется на кошелек потребителя. Товаропроизводитель учитывает свои затраты и прибыль, а главное лицо (потребитель) из этой цепочки выпадает».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
Эксклюзивы «ФедералПресс»