В Свердловской области к весеннему равноденствию зафиксировано уже 16 лесных пожаров – в прошлом году в это время еще не было ни одного. Хотя в большинстве случаев их удается потушить сразу после обнаружения, такая статистика внушает тревогу. О том, откуда берутся пожары в заснеженных лесах, как их тушат и чем они опасны, «ФедералПресс» рассказал учредитель Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксин:
«Это новая проблема. В Приморье или в Астрахани сейчас обычные лесные и травяные пожары. Несмотря на холод, там нет снега, и пожары вызваны обычными незаконными поджогами травы. А вот в Свердловской еще очень много снега, и гореть открытым огнем в лесу сейчас ничего не может. Но там еще с прошлого лета горят осушенные торфяники. После аномального по масштабу пожаров лета и на фоне очень сильной многолетней почвенной засухи (дефицита грунтовой воды) эти очаги не погасли. И, если их не потушить, они после схода снега разгорятся открытым огнем и дадут начало новым лесным пожарам.
Эти пожары часто называют «зомби-пожары», и из-за изменений климата их все больше. Раньше зимующих пожаров было намного меньше, и они обычно гасли еще в середине зимы. Сейчас ситуация явно меняется: они стали переживать морозы и снег до весны. В этом году мы столкнулись с этой проблемой и в Омской области, и в Костромской.
Специалисты Уральской авиабазы научились тушить такие зимующие пожары бульдозерами. Они вскрывают такие очаги и разбрасывают тлеющий торф и горячую золу по снегу и мерзлому грунту. Получается очень эффективно. Они так потушили уже много пожаров этой зимой. Но сначала тушили ближе к населенным пунктам, поэтому формально это не было лесными пожарами. А теперь в сводках видны такие зимующие торфяные пожары, которые они тушат уже на землях лесного фонда».
Фото предоставлено Григорием Куксиным