Система сдачи ЕГЭ является одной из наиболее обсуждаемых тем в обществе. В ней, как и в любом решении, есть свои положительные и отрицательные моменты. Основная критика ЕГЭ связана с тем, что школьник, по мнению большинства, не развивается комплексно, не мыслит широко и так далее. Как усовершенствовать систему, чтобы максимально сгладить имеющиеся минусы, сохранив очевидные плюсы, «ФедералПресс» рассказал проректор Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), кандидат философских наук Максим Стычинский:
«Мы живем в эпоху прагматиков, выстраивающих свою деятельность исключительно в связи с получаемым конечным результатом. Поэтому наличие у финальной черты школьного образования ЕГЭ выстраивает вполне понятную траекторию обучения и соответствующее целеполагание, в котором, как правило, нет места иным активностям, не способствующим получению максимальных баллов ЕГЭ. Школа также нацелена на подготовку ребят, которые дадут высокий средний балл ЕГЭ.
В этой связи мои предложения по изменениям таковы: во-первых, при составлении ЕГЭ делать акцент на типы заданий, требующих не столько заученных ответов и формулировок, сколько творческого подхода, изложения собственных мыслей. Да, это потребует подключения экспертов для оценки материалов (обязательно сторонних, получающих задания путем случайного распределения, без указания на ФИО школьника), но позволит развить в прагматичных школьниках подобные навыки.
Во-вторых, необходимо разработать единое портфолио школьника, в которое, помимо данных о сдаче ЕГЭ, будут также сводиться результаты его активности в процессе обучения (олимпиады, профориентационная активность, иные достижения). Наличие единого портфолио позволит побудить обучающихся к иным видам активности (помимо зубрежки заданий ЕГЭ), сформирует понятную систему мотивации, упростит поступление в вузы.
Безусловно, введение данной системы потребует составления единого перечня мероприятий, единой системы их оценивания, а также перераспределения веса баллов по результатам ЕГЭ в пользу иного вида активности (из единого перечня). Таким образом, учащийся сможет выбрать, делать ли ему ставку на подготовку к ЕГЭ, либо сосредоточиться на различного рода активностях. В каком-то роде эту функцию выполняют перечневые олимпиады, но, как мне представляется, это отдельный путь, по которому движутся особо ориентированные учащиеся, массовым он быть не может».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева