Пересмотренные в 2024 году данные Всемирного Банка показали, что Россия поднялась на 4-е место в мировом рейтинге экономик по ВВП паритета покупательной способности (ППС). Что этому способствовало? Своим мнением делится директор «Центра исследований производительности» Экспертного института НИУ ВШЭ Илья Воскобойников:
«Думаю, мы имеем дело со значительной совокупностью факторов. Утрата конкурентных преимуществ Германии из-за утраты доступа к относительно дешевому российскому газу явно входит в число причин стагнации ЕС, однако я бы не преувеличивал ее роль. Высокая инфляция сама по себе, при тех значениях, которые мы наблюдаем, не обязательно ведет к замедлению роста. Однако она отражает рост неопределенности на мировых рынках, что, в свою очередь, к такому замедлению может приводить.
Если речь идет о росте российской экономики по сравнению с первой пятеркой стран по уровню ВВП по ППС, то предсказать положение России через год-два трудно, поскольку оно определяется и прогнозом роста в России, и конъюнктурой других стран первой пятерки. Российский рост, вероятно, будет несколько замедляться. Это предсказывают и международные организации, и ИНП РАН. Но я бы не придавал слишком большого значения тому, будет ли Россия четвертой, пятой или шестой экономикой мира по уровню ВВП. Для России в первую очередь важна величина темпов экономического роста и его устойчивость.
Выбор между уровнем ВВП и ВВП на душу населения определяется тем конкретным вопросом, для ответа на который мы используем эти показатели. Если нас интересует уровень жизни и благосостояние населения России, то важен ВВП на душу населения. Если нам важны возможности концентрации ресурсов России для решения каких-то общенациональных задач – уровень ВВП. К числу таких задач относятся, например, обороноспособность, возможные затраты на исследования и разработки, космическая программа и крупные инфраструктурные проекты».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Драйверы экономики России