Всем так или иначе известно, что зарубежные ИТ-гиганты часто злоупотребляют доверием пользователей. Наиболее продвинутые пользователи даже внимательно следят за тем, какие настройки и функции активированы в используемых ими продуктах. Но не дремлют и западные ИТ-гиганты. Как Google вводит пользователей в заблуждение, «ФедералПресс» рассказал управляющий партнер агентства «Смена» (Группа AIC) Артем Геллер:
«В этом вопросе вновь преуспел Google со своим браузером Chrome. Программа и раньше вызывала много вопросов во время эксплуатации. Особенно запомнилась «прожорливость» браузера при использовании оперативной памяти. Тем не менее технические проблемы в большинстве случаев поправимы. Но Google пошел дальше и реализовал функцию, в которой обман пользователя был запланирован с самого начала.
Речь идет про Privacy Sandbox («Песочница конфиденциальности») – эта технология Google, которая создана, чтобы обеспечить баланс между конфиденциальностью пользователей и потребностями рекламодателей в сборе данных для таргетированной рекламы. Новый подход подразумевает отказ ИТ-гиганта от использования сторонних cookie-файлов в своем браузере Chrome. Дело в том, что Google не раз подвергался критике в связи с агрессивным отслеживанием третьими лицами действий пользователей Chrome в интернете. Однако теперь с помощью Privacy Sandbox корпорация сама отслеживает действия пользователей Chrome.
ИТ-гигант обманом заставляет пользователей активировать Privacy Sandbox. Так, при включении «песочницы» пользователям демонстрируется всплывающее окно с надписью «Включить функцию конфиденциальности рекламы». Пользователям в Европейском союзе предлагается выбрать между «Включить» и «Нет, спасибо». Google утверждает, что нажатие на кнопку «Включить» считается согласием на отслеживание. При этом компания скрыла тот факт, что выбор этого варианта приведет к включению собственного отслеживания ИТ-гиганта.
Представители некоммерческой правозащитной организации Noyb считают, что компания специально разрабатывает формулировки и дизайн интерфейса таким образом, чтобы максимально увеличить количество согласий от пользователей. Для этого Google применяет «темные паттерны» – хитрые дизайнерские решения, вводящие пользователей в заблуждение. Всплывающее окно с предложением включить Privacy Sandbox написано так, чтобы запутать людей. Google использует слова «защита», «ограничение» и «конфиденциальность», создавая впечатление, что функция действительно защищает пользователей.
То, что позволяет себе Google, можно легко объяснить. По данным Statcounter за май этого года, доля браузера Google Chrome на мировом рынке составила 65 %. Да, можно сказать, что альтернатив много, и браузер популярен лишь потому, что его выбирают пользователи. Но нельзя забывать и то, что Google за счет огромной прибыли может позволить себе «силой» навязать свои продукты потребителю. Например, известно, что в 2022 году ИТ-гигант заплатил Apple 20 миллиардов долларов за то, чтобы Google был поисковой системой по умолчанию в браузере Safari. И это лишь один из примеров.
Для российских пользователей проблемы с Google и его продуктами осложнены тем, что компания предпочитает получать оборотные штрафы вместо того, чтобы исполнять положения российского законодательства. Напомню, что ИТ-гигант в общей сложности был оштрафован почти на 33 млрд рублей. Этим он радикально отличается от отечественных ИТ-компаний, которые работают в правовом поле РФ. Тем более уже есть отечественные аналоги. По функционалу они ничем не уступают ИТ-продуктам Google. И в условиях информационной войны против России выбор, на мой взгляд, очевиден».
Фото: hippopx.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»