В Екатеринбург заходит новый кикшеринг «Ситидрайв». Компания уже пробовала свои силы под брендом Udrive, но свернула бизнес в ковидном 2021 году. Генеральный директор сервиса Эдуард Мингажев рассказал о перспективах рынка кикшеринга в России: через 10 лет беспилотные автомобили объединят кикшеринг и такси подобно тому, как это происходит в Китае. А пока владельцы бизнеса готовы выставить на улицы Екатеринбурга 250 новых авто, это произойдет уже 10 сентября.
«Если помечтать, то в какой-то момент такси и кикшеринг схлопнутся воедино в сервис беспилотных автомобилей. Если оглядываться на Китай, там это уже реализовано. Есть куча вопросов и куча проблем, но их решение – дело будущего. В моем понимании, еще лет через 5–10 такое станет возможно и у нас. Правда, сейчас технологии разработки автопилота очень сильно затормозились из-за санкций, из-за вынужденного перехода с прежних рабочих решений на новые. Но думаю, под давлением рынка это произойдет быстро.
Сам по себе рынок каршеринга активно развивается. Для понимания, сейчас его объем в России составляет около 60 млрд рублей в год. Для сравнения, вся наружная реклама – примерно 40 млрд рублей в год.
Большинство автомобилей китайского производства, потому что привести в страну значимый объем для каршеринга параллельным образом невозможно.
В большинстве компаний остались автомобили, которые были закуплены до 2021 года. Нам кажется, что за электромобилями будущее – пусть и не ближайшее будущее, но мы в них активно инвестируем. Также особое внимание уделяем информационной безопасности из-за участившихся случаев хакерских атак на сервисы.
Кроме собственно кикшеринга, мы развиваем функции долгосрочной подписки – эта опция является альтернативой автокредиту. Учитывая действия, которые делает Центробанк в отношении рынка кредитования, думаю, этот тренд постепенно будет усиливаться.
Мы считаем, что каршеринг приносит пользу городу. Есть открытые исследования, которые показывают, что каршеринг разгружает центр города и помогает людям в передвижениях по нему.
Учитывая, что сейчас растет стоимость покупки нового авто, в каршеринговых авто ездит уже примерно 3 миллиона 100 миллионов пользователей в России – это довольно значимая часть населения.
Очень часто высказывается мнение, что на каршеринге передвигается 18-летняя молодежь, которая только что получила права. На самом деле, это вообще не так. Ядро аудитории составляют мужчины, обычно семейные, обычно довольно опытные по вождению, у которых уже есть семейный автомобиль. На нем, как правило, передвигается супруга с детьми, а мужчина для своих нужд использует каршеринг. Это нормальный сценарий, самый раскачанный и прокачанный, он реально работает.
Сервис каршеринга доступен для всех обладателей водительских прав, без учета стажа вождения. Однако мы будем оценивать стиль езды каждого пользователя, составляя его репутационную карту. Профили злостных нарушителей будут блокироваться.
В целом, думаю, каршеринг будет проникать все глубже и глубже в российское общество. По данным исследований, на текущий момент примерно 35 владельцев личного транспорта готовы отказаться от него в пользу каршеринга. Полагаю, эта цифра будет увеличиваться».
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский