Текущий год выдался непростым для южноуральских аграриев. Засуха весной, потом обильные осадки в августе и начале осени. Погодные условия привели к потере качества зерновых в Челябинской области. Но это далеко не единственная проблема. Почему сельское хозяйство в ближайшие годы может пойти «под откос», «ФедералПресс» рассказал аграрий Денис Шумских:
«В 2024 году мы снова столкнулись с проблемами природно-климатического характера: была и засуха, но сильнее всего повлияли на урожай осадки. Поздние летние, переходящие в осенние, весьма продолжительные дожди. Твердая пшеница – одна из ключевых культур нашего хозяйства, так и созрела под дождями, что привело ее к прорастанию в колосе. Твердую пшеницу наше хозяйство в этом году потеряло прямо под ноль. Пришлось ее продавать со значительной скидкой на фураж. Вот это, конечно, очень опечалило.
Но проблемы связаны и с ситуацией в России, и мире в целом. Понятно, что в РФ нужно предпринимать меры для снижения уровня инфляции, но, как нам представляется, с инфляцией борются ценой сельского хозяйства: вся политика направлена на то, чтобы искусственно создавать высокие предложения.
Мы производим продовольствия значительно больше, чем можем сами потребить. Например, подсолнечного масла выпускаем то ли в семь, то ли в девять раз больше по России в целом. И с помощью экспортных пошлин поддерживается высокий объем продовольствия внутри страны. Но такая мера не позволяет нам компенсировать рост цен на удобрения, на дизельное топливо, невероятный рост цен на сельхозтехнику. В итоге отрасль финансово находится сейчас в бедственном положении, потому что разрыв получается очень большой.
С 2000-го года цены сельхозпроизводителей упали в два раза. Но цены, по которым нам ввозят технику, удобрения, выросли в среднем на столько же. Вот и сейчас опять производители удобрений просят поднять цену на 15 %, и опять это все ляжет на нас. Продовольственные товары в магазинах дорожают, но это никак нас не затрагивает. Цены повышаются на уровне молокозаводов, хлебоперерабатывающих предприятий, а закупочные цены для сельхозпроизводителей, непосредственно выращивающих необходимую для конечной переработки продукцию, напротив, падают. И в этом и заключается бедственная ситуация.
Аграриям сейчас из всей государственной помощи остались немногочисленные субсидии, которые крайне сложно стало получить. Да, мы получаем льготное кредитование, но если сейчас эти льготы урежут, то сельское хозяйство пойдет под откос. Мы же все проходили крушение отечественного агропромышленного комплекса в советское время.
Производительность труда – ключевой элемент, который нам еще подвластен и которым мы можем регулировать рентабельность. Это узкое горлышко, через которое наша продукция проходит до момента реализации. Мы ставим перед собой ставим задачу, чтобы всю намолоченную продукцию высушили и просортировали в этот же день. Такие вот амбициозные планы».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева