В России продолжается рост рынка цифровых платформ, экосистем и локальных digital-сервисов. Это касается как государственных, так и коммерческих разработок. Итоги 2024 года для развития отечественной отрасли цифровых сервисов проанализировала политолог, член экспертного клуба «Дигория» Анна Михайлова. Она также поделилась своим мнением с «ФедералПресс» о трендах и задачах, которые в ближайшее время предстоит решать российским компаниям в этой сфере:
«Сегодня в пятерку крупнейших цифровых экосистем нашей страны входят «Сбер», «Яндекс», VK, МТС и «Мегафон». Они формируют основу российского рынка подписных цифровых сервисов. Его объем к концу 2024 года, по оценке J’son & Partners Consulting, должен был достичь 129,1 млрд рублей, а общее количество пользователей превысить 76 миллионов.
Успех отечественных сервисов имеет количественную оценку. В 2024 году поисковая система «Яндекс» укрепила свои позиции в мире, поднявшись на второе место по объему поискового трафика. Аудитория российских почтовых сервисов увеличилась на 57 % за девять месяцев 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023-го. В топе у россиян Mail.ru и «Яндекс.Почта». Дополнительный рост регистраций в домене xmail.ru на 30 % за октябрь – декабрь прошлого года, по данным VK, обеспечил возможность сохранять пользователям имена своих зарубежных почтовых ящиков.
В 2024 году продолжилось развитие государственных цифровых продуктов и решений. Флагман – портал «Госуслуги», который за 15 лет трансформировался от информационного ресурса до виртуального посредника с расширением линейки услуг с 20 до 1,6 тысячи. Сейчас на портале зарегистрировано 112 млн пользователей, что охватывает 77,9 % жителей России.
Бурный цифровой рост переживает сфера развлечений. Более чем на 30 млн пользователей в 2024 году выросла общая аудитория российских видеохостингов. Лидер по аудиторным показателям в Рунете – соцсеть VK, сделавшая в 2024 году упор на продвижение видеоконтента.
Причин роста популярности отечественных цифровых сервисов несколько. Во-первых, это отражение глобального тренда на цифровую трансформацию экономических и общественных процессов, который соответствует постиндустриальной стадии развития экономики. В условиях высокой конкуренции российские компании расширяют предложение цифровых сервисов, повышая их ценность для конечных пользователей.
Во-вторых, происходит органическое увеличение аудитории отечественных цифровых сервисов за счет ежегодного прироста количества активных интернет-пользователей: за последние пять лет на 2–3 % в год, по данным Росстата. Этому способствует развитие мобильных технологий и улучшение покрытия высокоскоростным мобильным интернетом территории российских регионов. Особенно чувствительна к таким изменениям сельская местность, где интернет компенсирует локальную «бедность» социальных услуг.
В-третьих, расширение ограничений доступа к зарубежным сервисам происходит в сочетании с усилением поддержки национального курса на технологический суверенитет. Как следствие рост интереса к отечественным цифровым решениям у тех пользователей, которые ранее использовали зарубежные сервисы, и растущая потребность в импортозамещении последних.
В ближайшей перспективе перед российскими компаниями – держателями цифровых сервисов будет стоять необходимость решения задач технологического, инвестиционного, кадрового и регуляторного характера. Сохранится тренд на более широкое внедрение искусственного интеллекта и помощников на его основе. Дополнительных инвестиций и кадровых ресурсов потребует развитие облачных технологий и выстраивание эффективной системы обеспечения информационной безопасности. А рост притока пользователей на российские ресурсы увеличит потребность в оригинальном контенте и его новых создателях».
Фото: ФедералПресс / Артем Тутов
Эксклюзивы «ФедералПресс»