Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

Экономист о будущем российской газовой отрасли: «Мы адекватно замещаем европейское направление»

Хранилище СПГ
Россия активно развивает инфраструктуру для сжиженного природного газа, напомнил эксперт

Отказ Украины продлевать соглашение о транзите газа был ожидаемым, считает экономист Никита Масленников. По его мнению, это решение негативно отразится на состоянии европейской экономики. Эксперт напомнил, что в настоящее время «Газпром» активно развивает проекты по сжиженному природному газу (СПГ) и ищет альтернативные маршруты поставок энергоносителей на рынки:

«Украина не хотела продлевать соглашение о транзите. Мы уже несколько лет назад, до 2022 года, начали разворачивать свои газовые потоки на Восток, на потребителей, которые находятся в этом регионе. Будущее мировой экономики, конечно же, связано с Азиатско-Тихоокеанским регионом, который станет центром глобального экономического роста. Если мы хотим интегрироваться в глобальное хозяйство, то, в том числе перенаправляя газовые потоки, у нас есть неплохие перспективы.

Таким образом мы вполне адекватно замещаем европейское направление, потому что есть проект «Сила Сибири» с Китаем, а также другие проекты газопроводов с выходом на Монголию и другие страны. Есть даже проект поставок газа в Пакистан. Это непростые задачи, особенно с точки зрения логистики, но тем не менее. У «Газпрома» сегодня есть определенные проблемы, но он получил налоговые послабления, и поэтому я думаю, что этот год пройдет для него более-менее уверенно.

Однако на этом история с газом не заканчивается, потому что наиболее перспективным является сжиженный природный газ. Трубный газ всегда связан с высокими затратами на строительство и другие аспекты, а также с длинными контрактами, которые мало зависят от меняющейся конъюнктуры. Конечно, они зависят от формул пересчета нефтяной цены на газовое топливо, но это всегда сопряжено с определенными сложностями. Поэтому хотя цены стабильные, если они вдруг резко вырастут в мире, то мы можем начать терять деньги.

Кроме того, сжиженный природный газ является неким промежуточным, экологически нейтральным энергоносителем, который будет играть роль переходного элемента в ближайшее десятилетие. В это время большой экономический мир будет постепенно уходить от нефти, хотя полностью избавиться от нее, конечно, не удастся. Тем не менее использование нефти для топливных целей будет существенно сокращаться.

Альтернативные энергоносители, такие как водород и термоядерная энергия, еще не стали основными. Этот период, возможно, в 20–30 лет, как раз будет замещать для мировой экономики сжиженный природный газ. Этот энергоноситель уже существенно перестраивает энергобаланс на мировом уровне и формирует глобальный рынок сжиженного природного газа, в первую очередь через Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому мы должны участвовать в этой гонке, и «Газпром» участвует в ней. У нас есть и другие компании, которые активно работают в этом направлении, хотя «Газпром» также активно развивает свою сжиженную природную составляющую.

Я понимаю, что мы не просто догоняем идущий поезд, а находимся в относительно комфортных условиях. Пусть пока еще не в мягком вагоне, но, по крайней мере, в хорошем плацкарте или купе. Если мы будем продолжать наращивать свои усилия и объемы, то у нас есть все основания надеяться, что мы станем одними из лидеров в производстве сжиженного природного газа. Однако здесь есть свои проблемы. Во-первых, санкции. В крупном таможенном производстве также есть проблемы, и требуется активное импортозамещение. Во-вторых, необходимо заниматься оптимизацией судостроительной промышленности и способствовать слияниям крупных производителей. Это вторая проблема, которую нужно преодолеть, чтобы ответить на вызовы современности.

Третья проблема – это падение спроса на газ в Европе, хотя пока это не вызывает особых проблем. Однако есть еще одна проблема, связанная с транспортировкой, поскольку основная транспортная артерия – это судоходство в азиатские регионы. Здесь требуется развитие портовой инфраструктуры и решение множества других задач.

Что касается ситуации с украинским газом в Европе, то это уже не наши проблемы. Евросоюз будет активно закупать американский и катарский газ, если некоторые европейские политики, такие как германский министр иностранных дел, смогут найти общий язык с арабами. Важно отметить, что это будет дороже, чем российский газ. Можно прокладывать трубопроводы через Средиземное море из Алжира или Ливии, но в Ливии ситуация крайне нестабильна из-за продолжающейся гражданской войны. Кроме того, в Алжире не хватает месторождений, чтобы полностью обеспечить потребности Европы.

Очевидно, что будет наблюдаться поворот к использованию европейского сланцевого газа, благо он у них есть, но это также требует значительных затрат и не решается за один-два года. Это инвестиционный цикл, который достаточно продолжителен. Тем не менее я думаю, что ситуация в Европе не будет критичной, но за газ и энергоносители они будут платить дороже, чем за российский. Это, естественно, скажется на конкурентоспособности европейской промышленности, что уже отражается на темпах экономического роста.

Например, в Европе в прошлом году рост составил около 0,8 %, а в этом году ожидается 1,3 %. Для сравнения, в США темпы роста явно превышают 2 %. В прошлом году они составили 2,8 %, а в этом году могут быть в пределах 2,2–2,4 %. Разница очевидна. Поэтому общая позиция Евросоюза в глобальном хозяйстве в ближайшие годы, по меньшей мере, не будет увеличиваться. В лучшем случае она останется на стагнирующей позиции, а может даже ухудшиться. Это, естественно, дает основания для европейских политиков задуматься о своей ответственности за экономику, технологическое развитие и энергообеспечение, а также о стратегических решениях нового поколения, включая устранение геополитических ограничений, которые накладывает Евросоюз сам на себя.

Можно ли просто перенаправить поток газа через «Турецкий поток»? На самом деле он достаточно хрупкий. Во-первых, Турции самой нужны энергоресурсы. Во-вторых, теоретически это возможно, но практически реализовать достаточно сложно, потому что они уже покупают у нас газ в больших количествах.

Существуют альтернативные варианты, такие как поставки через Каспийское море, казахский газ, затем Азербайджан и далее газопроводы на Турцию, а из Турции в Европу. У Азербайджана есть свои ресурсы, но они все-таки достаточно невелики. Объемы азербайджанского газа, которые идут через Турцию в Европу, существенно отстают от тех объемов, которые шли через украинский транзит. Это одно из направлений, но оно требует выбора, как политического, так и финансового, инвестиционного сотрудничества всех участников, производителей и потребителей.

Это не быстрое решение. Важно отметить, что в первую очередь здесь важны не только политические обстоятельства, но и коммерческие интересы. Все нужно просчитывать. Мы можем сделать предложение, но вопрос в том, кто будет за это платить. Турки? А кто заплатит туркам? Как это будет организовано? Давайте сядем и подумаем, как выстраивать эту схему. Есть немало проблем, которые нужно решать спокойно и трезво, с холодным рассудком. Безнадежной ситуации здесь нет, но требуется тщательный расчет. И, конечно, нужно не забывать о своих собственных национальных интересах».

Фото: ФедералПресс / Дарья Панкратова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.