Тарифные пошлины новой американской администрации, которые были введены против большинства стран-участников мировой торговли, должны оказать влияние на крупнейших игроков рынка, включая Россию и Китай. По мнению политолога Артемия Атаманенко, активное взаимодействие двух стран попало в фокус внимания президента США:
«Мы сейчас видим, что тарифная война, которую разворачивает Трамп, ставит перед собой несколько крупных задач. Во-первых, это, конечно же, задача вернуть США в центр мирового устройства, чтобы эта роль была никем не оспариваемой. Во-вторых, это история о перебалансировке существующих международных связей. Трампу очень не нравится, что Россия и Китай, в то время как США постепенно удалялись от России и Китая в предыдущий президентский срок, начинают общаться между собой. Активное сотрудничество России и Китая – то, что наименее выгодно для Трампа и США в мировой политике. Поэтому действия, которые сейчас предпринимает Трамп и его администрация, направлены на разрыв этих возможностей связи. Для этого необходимо сделать так, чтобы России и Китаю, по мнению Трампа, было выгоднее сотрудничать с США, чем друг с другом.
Таким образом, здесь идет комбинация, в которой участвуют не только Россия и Китай, но и США. Для США любые действия относительно Китая предполагают определенное взаимодействие с Россией. Говорить о том, что будет какая-то более острая, конфликтная фаза, не стоит, поскольку и для США, и для Китая понятно, где находятся границы их зон влияния. В целом оба государства более-менее согласны с этими границами, за исключением некоторых мелких деталей, которые не влияют на более серьезные взаимодействия.
Для Трампа российский вопрос становится довольно важным как с политической, так и с дипломатической и экономической точки зрения. Поэтому курс, который сейчас выбран, предполагает сугубо экономические действия, связанные с тарифами и возможным переопределением торговых потоков. Говорить о том, что наступает более жесткий этап, пока не приходится. То, что мы увидим, будет сильно зависеть от успехов Трампа на дипломатической арене, в частности, в украинском конфликте и его гренландском проекте. Если на этих направлениях успеха достичь не удастся, то, скорее всего, мы увидим переключение на более агрессивное экономическое противостояние с Китаем и, возможно, более активную риторику в эту сторону.
Ранее Китай играл важную роль в риторике американских политиков, но сейчас он как-то ушел на задний план. Вероятно, если успехов в других сферах не будет, Китай снова вернется как центральный противник и конкурент. Но пока что мы наблюдаем стратегию, которую Трамп использует для потенциального разделения России и Китая».
Фото: ФедералПресс / Герман Парло