По итогам апреля 2025 года продажи новых автомобилей в России снизились на 28 % в годовом сопоставлении, достигнув отметки в 116 тысяч штук. На фоне общего падения рынка в легковом сегменте наблюдается положительная динамика по сравнению с мартом. Основные продажи пришлись на бренд «Лада» и ряд китайских марок. По мнению автоэксперта Петра Баканова, популярность «Лады» в России сегодня – это сложный коктейль из традиционной доступности, отсутствия альтернатив и государственного протекционизма.
«Раньше АвтоВАЗ занимал ключевую нишу в сегменте лоукост, то есть автомобилей В класса. В целом со своей задачей он справлялся, грубо говоря, это можно назвать «дешево и сердито». Да, автомобилисты, может быть, недополучали в комфорте, в технологиях, хотя нужно признать, что АвтоВАЗ многое за последнее время сделал, чтобы улучшить качество и потребительские характеристики своих автомобилей.
Во многом приобретение «Лады» – такое компромиссное решение. «Лада» до сих пор популярна, потому что это самый бюджетный автомобиль, который в России имеется сейчас из новых в таком формфакторе. Однако при этом наблюдается другая тенденция: растет цена на изделия АвтоВАЗа, и очевидно, что для этого искусственным образом расчистился целый огромный сегмент.
Мы начинаем помогать концерну не просто «подняться» по технологиям, мы искусственно душим других, таким образом вычищая нишу. К примеру, тот же закон о том, что в такси должны быть только отечественные автомобили. Или повышение утильсбора, хотя, по сути, никакой функции, кроме как дополнительного налогового бремени, утильсбор не несет. У нас по-прежнему нет нормальной программы утилизации автомобилей. То есть, это просто защитная функция для того, чтобы ударить по карману простого потребителя. Хочешь ездить на иномарке – плати. Либо покупай подешевле, но что-то свое.
Раньше компания имела конкурентное преимущество в виде низкой цены, и продажи были большими, потому что АвтоВАЗ выпускал действительно доступные машины. Сейчас же популярность АвтоВАЗа кроется не только в относительной доступности, но и в искусственном расчищении рынка для его автомобилей. При этом прямой монополизации рынка не происходит, но косвенным образом она все же существует. Это заключается в том, что государство создает определенные финансовые условия, определенные ограничения, благодаря которым АвтоВАЗу становится очень комфортно существовать в этой среде. Получается, в этих тепличных условиях АвтоВАЗу раскрылся огромный сегмент до двух миллионов рублей, где он полностью разделяет и властвует, от того и продажи большие.
В нынешних условиях определенные государственные вливания и государственная поддержка нужны предприятиям, так как они действительно столкнулись со сложной ситуацией, начиная с 2022 года. Никто не был к этому готов. Но если говорить в целом, то нашим предприятиям пора задумываться, чтобы жить как-то без «помощи старшего брата»».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин