Взлетевшая еще весной цена на картошку в России пока что не планирует опускаться до привычных значений. На подорожание любимого всеми продукта влияет множество факторов – как общеэкономических, так и временных. Подробнее об этом «ФедералПресс» рассказал доктор экономических наук и доцент кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета Александр Родионов:
«Стоит начать с того, что картошка для россиян является основным продуктом потребления. Это не зависит от того, хорошо ли в стране обстоят дела с экономикой, плохо ли – картошку люди едят всегда. Это наша скрепа, это наше все.
Многие наши сограждане настолько к ней привыкли, что даже не считают потраченные на нее суммы и не знают, сколько она точно стоит. Потому что привыкли покупать ее в любых условиях. Есть цена – ее платят. До глобальных цен она все-таки пока что никогда не доходила.
Сейчас же мы видим длительный тренд на подорожание картофеля в России. С чем это может быть связано? Во-первых, с урожайностью. Судя по тому, что цена растет и спрос на продукт велик, с этим параметром не все гладко в странах, откуда картошку привозят в РФ весенне-летний период, пока свой урожай не созрел.
Второй важный фактор – это оплата труда. Сейчас рост заработных плат, конечно, слегка замедлился, но до этого рывок был довольно сильный. Это тоже сказалось – найти сотрудников, готовых работать на фермах и предприятиях за небольшие деньги, почти нет шансов. А платить всем большие зарплаты у бизнеса нет возможностей. При этом кадры из сельской местности выманивают предприятия оборонной отрасли и смежных с ней, где платят много. Дефицит кадров конвертируется в дефицит картофеля.
Влияет и подорожание бензина. Он используется повсеместно в сельскохозяйственном труде. И рост цены на него выражается в рост цены на любимую всеми картошку».
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия
Эксклюзивы «ФедералПресс»


