Top.Mail.Ru
Энергетика
Свердловская область
0

Экономист о потолке цен на бензин: «Быстро создаст перекосы в реальной экономике»

АЗС
Резкое ограничение цен сделает АЗС нерентабельными

Национальный автомобильный союз предложил ввести потолок цен на топливо, фактически ограничив их рост уровнем инфляции. Эта идея вызвана резким ростом стоимости бензина на российских автозаправках. О том, почему эта инициатива может привести к дефициту поставок, какие меры для сдерживания цен применяются сейчас и как сделать их более эффективными, «ФедералПресс» рассказала кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксана Фальченко:

«Если ограничить рост цен на бензин уровнем инфляции, эффект для потребителей будет позитивным в краткосрочной перспективе: темпы подорожания топлива «сгладятся». Однако в реальной экономике такая мера быстро создаст перекосы. Себестоимость переработки, логистика и налоговая нагрузка меняются быстрее, чем индекс потребительских цен. В результате формируется разрыв между экономически обоснованной и разрешенной ценой, что обычно ведет к локальным дефицитам и снижению поставок в нерентабельные регионы.

Подобные схемы применялись в 2018–2019 годах – тогда они приводили к тому, что государству приходилось компенсировать нефтяным компаниям убытки через демпфер, чтобы избежать остановки поставок.

Если говорить о сегодняшнем уровне цен, то они в целом отражают рыночную ситуацию, хотя для потребителя выглядят завышенными. По данным Росстата, на 25 августа 2025 года средняя розничная цена бензина в России составила 62,08 рубля за литр, что на 6,38 % выше начала года – темп выше инфляции на тот момент (4,18 %). На 14 октября годовая инфляция оценивается около 8 %, а средние цены на бензин сохраняются в диапазоне 58–65 рублей за литр в зависимости от марки.

Важно понимать, что оптовые котировки на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в октябре превышают 74 тыс. рублей за тонну по АИ-92 – то есть розница сейчас балансирует на грани рентабельности. Поэтому назвать цены «несправедливыми» нельзя – они в значительной степени отражают структуру издержек, хотя и требуют регулирования в части налоговой и экспортной составляющей.

На сегодня государство уже применяет комплекс мер, и их эффект заметен. Во-первых, действует продление запрета на экспорт бензина до 31 декабря 2025 года (для дизеля – частичные ограничения). Эта мера высвобождает дополнительные объемы для внутреннего рынка и стабилизирует оптовые цены.

Во-вторых, с 1 октября 2025 года введен мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу. Это означает, что компенсации нефтяным компаниям будут начисляться в полном объеме до мая 2026 года, даже если цены на внутреннем рынке временно превышают расчетные параметры. Демпфер – ключевой инструмент, который позволяет удерживать розничные цены, не допуская их резких скачков вслед за экспортной конъюнктурой.

Кроме того, сохраняются обязательные биржевые продажи: минимум 15 % бензина и 16 % дизельного топлива должны реализовываться на Санкт-Петербургской бирже. Сейчас обсуждается повышение норматива по бензину до 17 %, чтобы повысить прозрачность и ликвидность рынка.

Есть и точечные налоговые меры – например, освобождение от акциза зимнего дизельного топлива, полученного путем смешения вне НПЗ. Это снижает себестоимость в холодный сезон.

В дальнейшем государство может использовать плавающие акцизы – временно снижать их в периоды ценовых пиков и восстанавливать, когда рынок стабилизируется. Также целесообразно переходить от полного эмбарго к экспортным квотам и формировать сезонные резервы топлива, чтобы выравнивать баланс спроса и предложения.

Все эти механизмы в совокупности дают более устойчивый результат, чем механическое ограничение роста цен уровнем инфляции. Оно выглядит привлекательно с политической точки зрения, но на практике приводит к росту бюджетных расходов и риску дефицита на АЗС.

Таким образом рынок топлива сегодня регулируется в режиме «ручного управления», и это неизбежно в период турбулентности. Но главная задача государства – не фиксировать цены, а сглаживать колебания и поддерживать предсказуемость. Оптимальным остается сочетание демпфера, гибкого акцизного регулирования, прозрачных биржевых механизмов и адресных логистических мер».

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.