В ближайшие семь лет на российском рынке труда сохранится высокий спрос на медицинских работников, квалифицированных рабочих, IT-специалистов, инженеров, педагогов и ученых. Об этом в беседе с «ФедералПресс» рассказала Елена Галий, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственной и муниципальной службы Московского областного филиала РАНХиГС. По словам эксперта, необходимо увязывать направления подготовки студентов колледжей и вузов с реальными потребностями экономики.
«На основе данных Министерства труда и социальной защиты РФ, а также других экспертных оценок, можно выделить несколько ключевых направлений, где ожидается высокий спрос на специалистов в ближайшие 7 лет. Среди них – медицинские работники, квалифицированные рабочие, IT-специалисты, инженеры, педагоги и ученые. Также перспективными остаются сферы логистики и строительства, где происходят значительные технологические изменения.
Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков назвал медсестер, фельдшеров и акушеров самыми востребованными специалистами в ближайшие 7 лет. Он отметил, что в этих профессиях наблюдается высокий средний возраст сотрудников, что усиливает кадровый дефицит. Также ожидается потребность в врачах и других медицинских работниках, особенно в контексте старения населения и роста нагрузки на систему здравоохранения.
По прогнозам Минтруда, потребуется дополнительно привлечь более 1,7 млн квалифицированных рабочих. Среди наиболее востребованных профессий – электромеханики, автомеханики, механики, сварщики, слесари, операторы станков и промышленных установок. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова особо выделила профессии сварщика и швеи как ключевые для развития промышленности и импортозамещения.
IT-сфера продолжит расти, особенно в направлениях, связанных с искусственным интеллектом, кибербезопасностью, машинным обучением и облачными технологиями. Востребованы будут специалисты по ИИ/ML, Data Engineering, системные архитекторы, DevOps/SRE-инженеры, а также разработчики с сильной математической и алгоритмической подготовкой. Инженеры, особенно в обрабатывающей промышленности, также останутся в числе приоритетных кадров.
Министр Котяков также включил педагогов и ученых в список наиболее востребованных специалистов на ближайшие 7 лет. Это связано с необходимостью развития науки и образования для подготовки квалифицированных кадров в других сферах.
Логистическая отрасль испытывает дефицит кадров, особенно в сегментах складской обработки, управления цепями поставок и транспортировки. Перспективны профессии, связанные с цифровизацией логистики: архитектор интеллектуальных систем поставок, оператор кросс-логистических решений, аналитик предиктивной логистики, специалист по логистике возвратных потоков. Также востребованы водители, комплектовщики, менеджеры по транспортной логистике, кладовщики и грузчики.
В строительной отрасли в настоящее время происходят значительные изменения, связанные с автоматизацией и новыми технологиями. Востребованы специалисты, умеющие работать с цифровыми инструментами: BIM-координаторы, операторы дронов и строительных роботов, специалисты по 3D-печати зданий, эксперты по «умным» материалам, менеджеры цифровых двойников и ESG-консультанты.
Таким образом, можно выделить общие тенденции развития рынка труда РФ. В первую очередь они связаны с технологической трансформацией (многие профессии будут трансформироваться под влиянием ИИ, блокчейна, интернета вещей и других технологий; специалистам потребуется постоянное обучение и адаптация к новым инструментам) и дефицитом кадров (несмотря на развитие технологий, сохраняется потребность в квалифицированных работниках, особенно в сферах, где автоматизация пока не может полностью заменить человеческий труд).
Чтобы сбалансировать рынок труда и устранить существующие проблемы, необходимо увязывать направления подготовки студентов колледжей и вузов с реальными потребностями экономики. Если студент обучается за счет бюджетных средств, целесообразно ввести обязательную «отработку» или «распределение» (как было в СССР), чтобы у государства была возможность компенсировать понесенные затраты. Планировать же количество бюджетных мест целесообразно на основе прогноза потребностей рынка труда на советующий период. Если же студент не готов или не желает обучаться на востребованных профессиях, он может обучаться за счет собственных средств, по выбранной им профессии, но в этом случае государство не сможет гарантировать ему трудоустройство. В связи с чем необходимо не сокращать места для платного приема в вузы, а выделить бюджетные места по востребованным рынком профессиям с последующим обязательным трудоустройством. А желающие обучаться по популярным за последние 20 лет профессиям должны оценивать свои риски и понимать, что, выбирая профессии экономиста, юриста, лингвиста или психолога рискуют учиться только на коммерческой основе и не получат гарантированного трудоустройства.
Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого человека на образование и ограничивая не только бюджетные, но и платные места в вузах, мы лишаем граждан РФ права получать то образование, которое они способны и готовы получить, сдав советующие экзамены и имея необходимые средства на оплату обучения.
Ограничив же места для получения популярных, но не востребованных рынком профессий, мы не сможем гарантировать, что все способны и готовы поступить и обучаться на технических или медицинских специальностях. В связи с чем рискуем вырастить поколение вообще без образования и, как следствие, без работы. С этой категорией, а она может быть достаточно многочисленной, в итоге государству придется что-то делать…
Согласно докладу Росстата, в России существует разница в ожидаемой продолжительности жизни между группами с высшим образованием и без него: мужчины с высшим образованием живут в среднем на 8–12 лет дольше, чем без него, женщины– на 5–7 лет.
По данным Института демографии НИУ ВШЭ, смертность от внешних причин (ДТП, отравления, суициды) среди россиян без высшего образования в возрасте 25–35 лет в 3–4 раза выше, чем среди их образованных сверстников.
По результатам исследования 59 стран, опубликованного в журнале The Lancet Public Health, был сделан выводы, что каждый дополнительный год обучения продлевает продолжительность жизни примерно на 2%.
Таким образом, можно сделать вывод, что образование решает многие социальные проблемы, а сделать его доступным и полезным для экономики – это задача государства».
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов


