В Тюменской области с начала года девять человек лишились жилья из-за сделок с пенсионерами, обманутых мошенниками. Эксперты предупреждают: подобная схема может распространиться и на другие виды имущества. Как тюменцам обезопасить сделки с недвижимостью, «ФедералПресс» рассказал эксперт ассоциации «Независимый общественный мониторинг», доцент Высшей школы права, советник при ректорате Станислав Розенко:
«Эффект Долиной» отражает системный кризис в рассмотрении подобных дел в судах. Проблема в том, что в разных регионах сложилась неодинаковая судебная практика. Например, в деле Ларисы Долиной суд принял одно решение, и оно было подтверждено в ряде регионов. Но в Санкт‑Петербурге суд вынес противоположный вердикт.
Сегодня растет значение судебных решений: суды все чаще действуют по аналогии, хотя главным источником права остается нормативное законодательство. Все ожидают, что Верховный суд прояснит ситуацию и устранит нынешние противоречия.
При этом сами спорные сделки зачастую изначально вызывают вопросы. Чаще всего речь идет о двух проблемах: о заниженной цене квартиры и о дополнительных условиях в договоре (их удостоверяет нотариус).
Иногда стороны на этапе сделки получают заключения врачей о том, что участники дееспособны и свободны в своем волеизъявлении. Но это редко помогает: продавец может сослаться на плохое самочувствие или вынужденные обстоятельства, и тогда сделку признают недействительной.
Проблема в том, что покупатель, уже заплативший деньги, зачастую не может их вернуть. К моменту судебного разбирательства продавец обычно успевает потратить средства.
Тема стала политизированной: блогеры и юристы высказывают по ней самые разные, чаще критические мнения.
Пока остается надеяться на справедливое решение Верховного суда. Именно суд – ключевая инстанция в таких делах.
Дополнительные условия в сделке не всегда работают. Пожилые люди – особая категория, чьи права суды стремятся защитить в первую очередь. Но эта защита порой открывает дорогу злоупотреблениям, которые, к сожалению, встречаются».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


