В 2025 году Россия отмечает сразу две знаменательные даты, связанные с освоением Северного морского пути (СМП) – 500-летие с момента упоминания в задокументированной беседе в Ватикане известным русским дипломатом Дмитрием Герасимовым о северном маршруте для кораблей и 90-летие со дня образования постановлением Совета народных комиссаров СССР Главного управления СМП. Сегодня эта судоходная трасса, представляющая собой самый короткий морской путь из Европы и Азиатско-Тихоокеанский регион, является не просто транспортной коммуникацией, но и национальной идеей, национальным проектом. Обладая явными преимуществами перед другими торговыми маршрутами, он способен вывести Россию на новый уровень мировой торговли. О достижениях и превосходствах новой-старой артерии рассказывает координатор экспертного совета экспертного центра Проектного офиса развития Арктики, доцент Института общественных наук Президентской Академии Александр Воротников.
«17 декабря мы отмечаем юбилей Северного морского пути. В этот день 90 лет назад постановлением Совета народных комиссаров СССР было образовано Главное управление СМП. В том же 1932 году экспедиция нашего соотечественника Отто Шмидта впервые прошла по северным морям от Архангельска до Владивостока за одну навигацию.
Официальная дата начала освоения Севморпути – 1525 год. Посланник царя Василия III к папе Клименту VII Дмитрий Герасимов в разговоре с итальянским гуманистом Павлом Иовием (Джовио) сказал: «Однако достаточно хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несётся в стремительном течении к северу, и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая…»
Весной этого года Президент страны подписал указ о праздновании в 2025 году 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути.
В освоении СМП, или как теперь более точно – Трансарктического транспортного коридора (ТТК) – огромная роль у атомного ледокольного флота. И надо помнить, что в декабре прошлого года ему исполнилось 65 лет. Прошло 66 лет, как с атомохода Ленин началась слава наших атомных ледоколов. Президент России, по итогам своей поездки в Мурманск в марте этого года, дал поручения, связанные с развитие российского Севера. Часть их была посвящена развитию ТТК. Основные направления его развития это: строительство новых судов, в том числе и атомных ледоколов; формирование грузовой базы, , связанной с ростом добычи и переработки полезных ископаемых в Арктике; создание транспортной инфраструктуры, включая строительство новых, и модернизацию уже действующих портов, подходов к ним и т.д; обеспечение безопасности судоходства, включая создание навигационной и спасательной инфраструктуры, а также создание в Арктике современной системы связи, без которой невозможно управления судоходством на огромном и сложном ТТК.
Все эти направления развития СМП очень важны и выделить более актуальное невозможно, т.к. устойчивое развитие ТТК будет результатом оптимального решения существующих проблем. С учетом масштабности вызовов, разнообразия задач, интереса к деятельности бизнеса необходимо использовать такой инструмент как государственно-частное партнерство (ГЧП). С учетом разных моделей, его можно использовать при реализации практически всех направлений развития ТТК. Например, для обеспечения продуктами питания жителей северных территорий, можно использовать офсетные контракты в сочетании с контрактом жизненного цикла. Это расширит номенклатуру продуктов, лекарств, услуг для жителей АЗРФ и Дальнего Востока на всем протяжении ТТК. А это рост качества жизни и социального самочувствия населения, рост доверия к власти.
В настоящее время правительством РФ уже утвержден список арктических опорных агломераций. Для их развития предусмотрено более 500 мероприятий до 2035 года с объемом инвестиций более 3 трлн рублей, и большая часть будет финансироваться из внебюджетных источников. И для этого также необходимо использовать ГЧП. Очень важно, что опорные города и поселения, и соответственно, опорные порты ТТК, будут не однотипными, каждый пункт в зависимости от региона должен быть оригинальным и, как следствие, стоить по-разному.
Не менее важно и использование новых организационных форм в развитии судостроения и судоремонта на территории прилегающей к ТТК. Необходимо же эффективно решать эти проблемы уже на Севере, а не на «материке». Для этого необходимо использовать специальные инвестиционные контракты – СПИК. Это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производственной мощности в установленные сроки и привлечение инвестиций. Такой инструмент сейчас слабо используются российской судостроительной и судоремонтной отраслями, хотя в положение о СПИК это предусмотрено. Государство в лице регуляторов отрасли со своей стороны должно обеспечить локализацию промышленного производства, производства судов и судоремонта на территории прилегающей к ТТК.
И, конечно, нельзя не отметить важность дальнейшего строительства атомных ледоколов. Сейчас иногда на СМП выходят сразу 7 уже действующих атомоходов. Это свидетельствует о том, что для эффективной работы ТТК, а тем более, для его круглогодичной эксплуатации, количество атомных ледоколов должно увеличиться минимум вдвое. И уже появились «Сталинград» и «Ленинград». И, конечно, необходим ледокол «Россия» проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр «Лидер») – более мощный, который обеспечит круглогодичную навигацию по ТТК.
Таким образом, СМП (ТТК) и сейчас, и в ближайшей перспективе – это реальный инструмент развития страны. Благодаря ему растет вовлеченность России в мировую экономику и торговлю. А внутри страны создаются новые рабочие места, растут доходы населения.
Формирование и реализация комплексного плана развития Арктики и ТТК откроет новые возможности и укрепит лидерство России на международном рынке».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1


