Минздрав России вновь выразил несогласие с инициативой легализации онлайн-продаж алкоголя, несмотря на то, что с 2026 года планируется запуск пилотного проекта по дистанционной продаже и доставке именно российского вина с использованием цифровых инструментов, включая биометрическую идентификацию. На сегодняшний день прямой запрет на дистанционную продажу алкоголя закреплен в Федеральном законе № 171-ФЗ. Управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право», эксперт Московского отделения «Опоры России» Дмитрий Терентьев в беседе с «ФедералПресс» отметил, что главная угроза – не рост потребления, а возможное распространение фальсификата:
«Наступает очередной виток по легализации онлайн-продажи алкоголя. В 2026 году предполагается старт эксперимента по онлайн-продаже и доставке российского вина. На сегодняшний момент Федеральный закон № 171-ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 16) запрещает дистанционную продажу алкогольной продукции. Долгое время (примечание: с 2018 года) пытались запустить эксперимент по доставке российского вина Почтой России. В декабре 2024 года произошло важное событие, как промежуточный этап в легализации онлайн продажи и доставке алкоголя. На маркетплейсе появилась витрина розничного магазина алкогольной продукции, где можно сделать заказ, а забрать и оплатить в розничном магазине, имеющим лицензию, в соответствии с действующим законодательством.
За год каких-либо инцидентов в СМИ не попало, а значит считаем этот опыт успешным. Экспериментом предполагается использование современных цифровых инструментов, (включая биометрию), которые позволяют надежно контролировать возраст покупателей и только для российского вина. Минздрав всегда был против онлайн-продажи алкогольной продукции, считая, что это сделает алкоголь более доступным, что приведет к алкоголизации населения. Но российские вина сегодня не являются наиболее востребованными напитками. Молодежь в возрасте 18-25 лет отдает предпочтения пиву и коктейлям. Кстати, именно доступность пива привела к формированию термина «пивной алкоголизм».
Наиболее активные потребители алкоголя – люди в возрасте 25-44 года – отдают предпочтение сухим вина: их приобретает 38% представителей этой возрастной группы. При этом в целом на российском рынке российские вина занимают порядка половины объема. Поэтому говорить о повышении доступности алкоголя именно с точки зрения опасности для здоровья не приходится. Более того, за последние 20 лет доля потребителей алкоголя в России сократилась с 73% до 52%.
Услуги маркетплейсов, по сути, дают возможность в любой точке страны заказать определенные марки вина, которых нет в розничной продаже. Конечно, существует опасность, что появится очень много «российского вина», которое к российскому вину не имеет никакого отношения. Здесь будет важно, насколько контрольная функция государства будет эффективной. В противном случае можем получить отрицательный эффект еще хуже, чем предполагает Минздрав».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева


