Top.Mail.Ru
Экономика
Хабаровский край
0

Амурский ССЗ оказался в малахитовой шкатулке

Структура Объединенной судостроительной корпорации банкротит ее же завод в Комсомольске-на-Амуре

Арбитражный суд Хабаровского края ввел процедуру наблюдения на крупнейшем из сохранившихся судостроительных предприятий Дальнего Востока – Амурском судостроительном заводе (ССЗ). Амурский ССЗ, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), банкротится по причине долга в 16,6 млн рублей перед ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», единственным акционером которого является ОСК. Госкомпания хочет разобраться с составом кредиторов завода, возникшим еще до его национализации. Власти готовы вкладывать средства в финансовое оздоровление Амурского ССЗ, но для этого планируют создать новое юрлицо. В настоящее время осуществляется выпуск допэмиссии акций ССЗ на 3,26 млрд рублей, предприятия живут за счет заказов Министерства транспорта РФ и Газпрома, а региональные власти рассчитывают на льготы по налогам. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Арбитражный суд Хабаровского края ввел процедуру наблюдения на крупнейшем из сохранившихся судостроительных предприятий Дальнего Востока – Амурском судостроительном заводе (ССЗ). Амурский ССЗ, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), банкротится по причине долга в 16,6 млн рублей перед ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», единственным акционером которого является ОСК. Госкомпания хочет разобраться с составом кредиторов завода, возникшим еще до его национализации. Власти готовы вкладывать средства в финансовое оздоровление Амурского ССЗ, но для этого планируют создать новое юрлицо. В настоящее время осуществляется выпуск допэмиссии акций ССЗ на 3,26 млрд рублей, предприятия живут за счет заказов Министерства транспорта РФ и Газпрома, а региональные власти рассчитывают на льготы по налогам. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Процедуру банкротства крупнейшего уцелевшего судостроительного завода на Дальнем Востоке инициировала стопроцентная «дочка» ОСК – СПМБМ «Малахит», которая проектирует подводные лодки, их силовые установки и корпусные материалы. По материалам дела, конструкторское бюро в мае 2004 года договорилось с Амурским ССЗ о разработке «укрупненных, предварительных предконтрактных, контрактных и исполнительных сводных ведомостей ЗИП» («запчасти, инструмент, принадлежности») для проекта «И».

Судя по всему, речь шла о достройке трагически известной АПЛ К-152 «Нерпа», которую в конце декабря передали в лизинг Индии после восьмилетней эпопеи с достройкой на Амурском ССЗ. К тому же в ноябре 2008 года во время испытаний на субмарине двадцать человек погибли от удушья в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения. Судостроители не выплатили «Малахиту» положенные 16 млн рублей, хотя услуги были оказаны еще в 2006–2007 годах. Еще по одному договору комсомольчане задолжали петербургским конструкторам около 0,6 млн рублей.

Питерцы подали в суд, и весной 2010 года Арбитражный суд Хабаровского края утвердил мировые соглашения завода и конструкторского бюро. Ситуация облегчалась тем, что оба предприятия вошли в структуру ОСК: в Амурском ССЗ госкорпорация получила 77 % акций, в «Малахите» – вовсе 100 %. Однако расплата так и не наступила.

В октябре 2011 года «Малахит» потребовал признать судостроительный завод банкротом. По материалам дела, 22 декабря 2011 года судья Ольга Шальнева признала иск обоснованным и ввела на предприятии процедуру наблюдения. В реестр требований кредиторов были включены и долги перед конструкторским бюро. Арбитражным управляющим в соответствии с требованием истца был назначен член Восточно-Сибирского филиала объединения арбитражных управляющих «Авангард» 57-летний иркутянин Владимир Пуляевский. Пуляевский в 2008 году управлял Киренской ремонтно-эксплуатационной базой флота в Иркутской области, предложив Росморречфлоту создать единого госоператора для перевозок в бассейне реки Лены, выкупив все региональные речные предприятия. Кроме того, именно Пуляевского прочили в арбитражные управляющие Байкальского ЦБК. К 21 июня 2012 года Владимир Пуляевский должен представить сведения о финансовом положении Амурского ССЗ и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия.

Любопытно, что единственной возражавшей стороной оказалось управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю. Представитель самих судостроителей фактически согласился с требованиями питерских конструкторов, которые настояли на банкротстве завода. Комментарий в пресс-службе ОСК по поводу конфликта между ее дочерними компаниями получить не удалось. Источники, близкие к Амурскому ССЗ, утверждают, что все закончится переводом активов в другое юрлицо, также входящее в госкорпорацию.

Казалось бы, интерес государства к предприятию очевиден. В декабре прошлого года началось размещение допэмиссии из 3,257 млн акций предприятия номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая. Согласно федеральному бюджету на этот год ОСК получит как раз дополнительные 3,2 млрд рублей в основной капитал, так что госкорпорация планирует заняться финансовым оздоровлением завода. В 2013–2014 годах Амурский ССЗ может рассчитывать еще на 6,6 млрд рублей.

Подтверждают возможные перспективы и хабаровские чиновники. По словам губернатора Вячеслава Шпорта, госзаказ на хабаровских судостроительных предприятиях в 2011 году вырос по сравнению с 2010 годом в 1,75 раза, в частности Амурский ССЗ выполняет заказы Минтранса и ООО «Газфлот» (стопроцентная «дочка» Газпрома, курирующая шельфовые нефтегазовые проекты). По данным пресс-службы ССЗ, для «Газфлота» строятся суда-снабженцы, а для Федерального агентства морского и речного транспорта – аварийно-спасательное судно ледового класса.

Министр промышленности и транспорта Хабаровского края Владимир Быченко вообще предложил в конце декабря создать на базе судостроительных заводов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре особую экономическую зону, обнулив таможенные пошлины на ввоз комплектующих, арендные платежи и даже налог на добавленную стоимость. Льготы должны помочь Амурскому и Хабаровскому ССЗ примерно на четверть снизить издержки. На этом фоне банкротство одной из двух будущих площадок ОЭЗ выглядело странным, тем более по требованию «коллег» из ОСК.

«Это защитная мера, которая поможет нам провести ревизию кредиторской задолженности, понять ее структуру, сформировать совет кредиторов и приступить к оздоровлению предприятия», – объясняет генеральный директор Амурского ССЗ Анатолий Гуров. Владимир Быченко заявил в интервью газете «Коммерсант – Дальний Восток», что у завода в период частной собственности появились «непонятные долги и векселя». В настоящее время с предприятия требует по векселям 147,5 млн рублей банк «Региональные финансы», неоднократно становившийся в 2005–2009 годах фигурантом громких скандалов о мошенничестве с курсами валют. В 2011 году Регионфинансбанк занял 690-е место по размеру активов (960 млн рублей). Кипрская компания Akonkagua Investments Ltd требует 474,6 млн рублей по векселям с завода и еще трех фирм.
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.