Top.Mail.Ru
Экономика
Красноярский край
0

Красноярский метрополитен отправляется назад в будущее

Сроки сдачи первой очереди подземки в Красноярске снова сдвигаются

Строительство метро в Красноярске по итогам года снова подтверждает статус долгостроя. Более того, ситуация по сравнению с предыдущими годами серьезно ухудшилась, несмотря на то что и тогда дела шли далеко не блестяще. Власти города приняли решение законсервировать одну из станций из-за катастрофической нехватки денег. Мэрия заявляет, что это позволит сконцентрировать ресурсы на остальных станциях. Однако такая позиция выглядит излишне оптимистичной, учитывая, что общие объемы финансирования строительства сократились до мизерных размеров. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Строительство метро в Красноярске по итогам года снова подтверждает статус долгостроя. Более того, ситуация по сравнению с предыдущими годами серьезно ухудшилась, несмотря на то что и тогда дела шли далеко не блестяще. Власти города приняли решение законсервировать одну из станций из-за катастрофической нехватки денег. Мэрия заявляет, что это позволит сконцентрировать ресурсы на остальных станциях. Однако такая позиция выглядит излишне оптимистичной, учитывая, что общие объемы финансирования строительства сократились до мизерных размеров. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Красноярские метростроевцы из-за нехватки финансирования приступили к частичной консервации строящегося городского метрополитена, с помощью которого власти надеялись решить транспортные проблемы города. Как стало известно «ФедералПресс», 9 ноября в ходе выездного совещания начальник красноярского департамента градостроительства Игорь Иванов заявил о том, что работы будут полностью остановлены на станции «Площадь Революции» в центре города, а все силы метростроевцев будут брошены на три другие станции.

«Сейчас усилия направлены на пусковой комплекс из трех станций метрополитена: «Высотная», «Копылова» и «Вокзальная» – с вводом всей инфраструктуры, а именно здания инженерного корпуса, электродепо, приобретения подвижного состава и оборудования для первой очереди, – отметил Игорь Иванов. – Есть надежда, что работы на первом пусковом комплексе удастся завершить к 2014 году».

Как отметил директор МКП «Управление по строительству красноярского метрополитена» Николай Болдин, рассматривались разные варианты консервации «Площади Революции». Остановились на наиболее безопасном, который предполагает заполнение шахты песком. Надземную часть станции предлагается закрыть стеклянным куполом. Работы обойдутся городскому бюджету в 25 млн рублей. В условиях нехватки средств это будет дешевле, чем поддерживать объект в безопасном состоянии – для этого необходимо около 640 тыс. рублей ежемесячно.

Ранее первую очередь метро намеревались сдать еще в 2004 году, потом в 2006-м, потом в 2012-м. Однако постоянные проблемы с финансированием снова сдвинули сроки строительства. По приблизительным оценкам специалистов, метро можно построить за пять лет при условии стабильного финансирования в несколько миллиардов рублей в год. Поэтому заявления мэрии о концентрации усилий выглядят как хорошая мина при плохой игре, если проанализировать динамику денежных поступлений на строительство. Сейчас его финансируют краевой и федеральный бюджет в пропорции 50/50. По данным красноярской мэрии, в 2008 году на строительство подземки было выделено 600 млн рублей, в 2009-м – порядка 140 млн рублей. Объем средств на 2010 год пока не определен.

При этом ровно год назад все выглядело совершенно иначе. Как сообщал ранее «ФедералПресс», в октябре 2008 года на объект приезжал заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков. В ходе визита говорилось о том, что первая ветка метрополитена в Красноярске может быть построена к 2012 году, все зависит от финансирования строительства. В 2009 году объем капитальных вложений прогнозировался в размере 3 млрд рублей.

«Думаю, сумма будет значительной, потому что правительство ставит вопрос о развитии стройиндустрии в крае, – заявил замминистра. – Красноярский край в 2008 году на метро получил больше средств, чем другие регионы, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга».

Но грянул кризис, и бюджетные планы резко поменялись. Проект оказался в патовой ситуации. Краевые чиновники ранее неоднократно заявляли, что нести бремя строительства в одиночку регион не будет. Поскольку в этом случае, по выражению губернатора Александра Хлопонина, проект превратится в «белого слона», которого не прокормить. Позиция федерации пока не ясна. А общепризнанные лоббистские возможности Хлопонина, судя по всему, пока задействованы на других направлениях.

«Метро стало долгостроем из-за отношения к нему властей, которые слабо работают в этом направлении, – считает депутат красноярского Законодательного собрания Валерий Сергиенко. – И городские, и краевые. То, что происходит, это явная недооценка социальной значимости метро, с одной стороны. С другой стороны, слабая работа по тому, чтобы доказать федеральному правительству необходимость завершения строительства хотя бы первой очереди метро в Красноярске».

Стоит добавить, что Красноярску в последнее время не очень везет с транспортными проектами. Ранее РЖД заявили, что сворачивают внутригородские перевозки на электричках из-за их нерентабельности. Проект задумывался как частичная альтернатива будущему метро. При этом Красноярск испытывает все большие проблемы с «пробками». По данным краевой ГИБДД, в год количество автомобилей на улицах города вырастает на 14–15 %. Метро городу необходимо, признают все.

Однако есть один нюанс, о котором представители власти предпочитают часто не вспоминать: даже если случится чудо и метро будет построено в ближайшие годы, краевой центр это не спасет. Метрополитен в его нынешнем виде проектировался в советские времена, когда город был совсем другим.

«Одна локальная линия метрополитена транспортной перегруженности Красноярска не решит, – заявлял ранее «ФедералПресс» заведующий кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на транспорте Сибирского федерального университета Александр Фадеев. – Большинству горожан все равно придется пересаживаться на автобусы и троллейбусы. Проблему может снять лишь метро с разветвленной сетью, а это очень дальняя перспектива».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.