В Екатеринбурге 11 июля стартует седьмая выставка «Иннопром», страной-партнером которой в этом году впервые стала Индия. Параллельно с этим впервые столица Урала примет участников Российско-китайского Экспо. С обеими странами Свердловскую область связывает многолетнее партнерство как в экономической, так и в гуманитарной сфере. В интервью журналу «ФедералПресс» министр международных и внешнеэкономических связей региона Андрей Соболев рассказал о том, что уральский бизнес может предложить крупнейшим экономикам мира и какие отрасли особенно востребованы на азиатском рынке.
Второй год у выставки «Иннопром» есть страна-партнер. В прошлом году — Китай, на этот раз Индия. Как происходит выбор партнера и с чем связан такой поворот на Восток?
«Иннопром» — федеральная площадка, оргкомитет выставки возглавляет министр промышленности и торговли Денис Мантуров, и поэтому прерогатива ведения переговоров по выбору страны-партнера осуществляется Минпромторгом. Естественно, выбор определяется на основе факторов развития сотрудничества в сфере индустрии, науки и образования. Азиатский стратегический вектор в партнерстве выставки явный, и, я думаю, такая тенденция может сохраниться в ближайшие годы.
Какие направления сотрудничества больше всего интересуют представителей Индии на Среднем Урале?
Наше сотрудничество с Индией насчитывает уже десятки лет. Свердловская область является основой индустриального развития современной Индии: это тяжелое машиностроение, горное дело, энергетика. Сегодня для нас Индия открывается с новой стороны. В этой республике реализуются большие комплексные проекты развития железнодорожной инфраструктуры, проекты по энергетике, в области горного дела. Как это ни удивительно, мы при всей консервативности нашего сотрудничества и акценте на продвижении машиностроительной продукции, в том числе легендарного Уралмаша, также заводим на индийский рынок и наши новые «звезды» в области индустрии. Это продукция транспортного машиностроения, энергомашиностроения, медицинское оборудование и фармацевтика. Но мы не обходим вниманием сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса — от торговли до услуг.
В начале года состоялась бизнес-миссия Свердловской области в Индию во главе с губернатором Евгением Куйвашевым. И серьезным подспорьем в выходе свердловских предприятий на индийский рынок станут договоренности губернатора с его индийским коллегой, главным министром штата Махараштра господином Фаднависом о заключении межрегионального соглашения о сотрудничестве. Стоит отметить, что вклад штата в ВВП Индии превышает 30 %, это ключевой штат, финансовый и промышленный центр, в нем сосредоточены крупнейшие штаб-квартиры индийских и международных корпораций. Я надеюсь, что вскоре свердловские промышленники также укрепят свои позиции в этом штате. Первым итогом бизнес-миссии губернатора является рост товарооборота в первом квартале на фоне ухудшающейся и стагнирующей мировой конъюнктуры. Так, по результатам первого квартала экспорт с Индией прирос на 38 %, импорт — на 31 %, при этом по товарообороту в первом квартале нынешнего года Индия переместилась с 12-й строчки на 9-ю.
Какие конкретно у Свердловской области планы на «Иннопром»?
Свердловская область активно участвует в программе встреч с индийскими партнерами. Складывается уникальная ситуация, когда помимо главного министра экономики и промышленности Индии в состав делегации страны включены руководители семи других штатов. Со всеми из них мы будем проводить переговоры. В делегацию входят представители более 100 индийских компаний, и мы ведем работу по подготовке переговоров, встреч, посещения индийскими партнерами уральских предприятий. Мы сегодня говорим с вами об азиатских партнерах, Российско-китайском Экспо, но нельзя обойти тот факт, что участниками выставки станут крупнейшие и влиятельнейшие иностранные ассоциации, в частности Российско-германская торговая палата, Корейская ассоциация международной торговли, Американская торговая палата, бизнес-объединения Кореи, Японии, Италии и других стран. Мы планируем познакомиться с новым руководителем Российско-германской торговой палаты господином Шеппом, а также нашим почетным гостем станет президент Союза машиностроителей Германии господин Фестге.
В этом году впервые Российско-китайское Экспо пройдет в России, в Екатеринбурге. Как будет проходить это мероприятие?
Действительно, принято решение о проведении Экспо в столице Среднего Урала, и мы считаем, что мы это заслужили. Выставка будет сопровождаться большой форумной программой, деловой частью. Планируется, что в состав делегации войдут более 200 компаний, и это не середнячки, это крупнейшие компании страны. Ожидается большое количество мероприятий в области инвестиций, науки и техники, туризма, электронной коммерции, логистики, заседания таможенных комитетов. Очень ждем наших гостей из Харбина, они часто приезжают к нам и всегда очень представительным составом. Планируем подписание большого количества соглашений. Очень рады, что наше сотрудничество не ограничивается экономическими аспектами и перерастает в гуманитарные контакты. У нас большое количество соглашений между УрФУ, юридической академией, государственным экономическим университетом и китайскими партнерами. Кроме того, есть и не массовые, возможно, незаметные для жителей области, но интересные направления сотрудничества, которым мы уделяем большое внимание: это участие наших школьников в различных образовательных проектах с китайскими. Например, в июле мы организуем поездку первоуральских школьников на анимационную неделю в город Харбин.
Что может предложить Урал китайским партнерам? Какие конкретные проекты уже реализуются, а какие находятся в стадии обсуждения?
Цифры торгового оборота показывают, что сотрудничество ведется активно, но мы хотели бы дополнить эту «копилку» инвестиционными проектами с участием машиностроительных компаний, представителей высокотехнологичного сектора. Это разные сферы — от дорожно-строительной до металлургии. Один из примеров — деятельность компании «Хайлонг» в Невьянске, где осуществляется обработка бурильных труб уникальным полимерным покрытием. Мы гордимся, что такое предприятие создано в Невьянске, и хотим тиражировать опыт китайского бизнеса на Среднем Урале. Значительная перспектива для нас — развитие экспорта в Китай, мы надеемся на то, что ограничения для некоторых видов товаров продовольственного сектора из РФ будут сняты в ближайшее время. Мы активно поддерживаем создание шоу-рума товаров из Свердловской области в городе Шэньчжэне. Речь идет именно о продовольственных товарах, сегодня мы можем поставлять кондитерскую продукцию, подсолнечное масло, но есть ограничения для молочной и мясной продукции. Рынок Китая достаточно обширный, и, я думаю, Свердловская область займет лидирующие позиции в этом плане. Китай ждет товары высокого качества, с соблюдением всех экологических норм и т. д. Мы готовы поставлять именно такую продукцию.
Харбин — традиционно «русская» территория. Как планируете расширять географию сотрудничества с Китаем?
Помимо развития и углубления сотрудничества с нашими традиционными партнерами из Харбина, провинции Хэйлунцзян, мы пригласили гостей и представителей провинции Гуандун, Гонконга, Макао и ряда других южных регионов. У нас в планах активнее идти на юг Китая, который славится своей высокотехнологичной индустрией, это коррелирует с нашими планами по привлечению в область передовых игроков, созданием производств на территории области.
Можно сказать, что на фоне осложнения отношений с Западом интерес азиатских инвесторов и партнеров к России и к Свердловской области увеличился? Они воспользовались ситуацией?
Интерес увеличился многократно. Это свойственно в целом отношениям России и Китая, России и Индии. Стоит отметить, что Свердловская область завоевывает уникальное внимание со стороны зарубежных партнеров. Этому способствует наша региональная политика в сфере продвижения интересов бизнеса, значительный экспортный потенциал и, конечно, такие мероприятия, как «Иннопром», стимулируют интерес к Уралу.
Много говорят о специфике китайского менталитета, о специфике выстраивания отношений. Какие сложности вы видите в отношениях с китайскими или индийскими партнерами?
Несомненно, очень много тонкостей в ведении переговоров, в выстраивании отношений с китайскими, индийскими, иранскими коллегами. Есть разница в деловом диалоге и с партнерами в различных европейских странах. Но мы, как правило, все говорим на одном языке, уважение к России позволяет нам успешно продвигать российский бизнес, в том числе через культурную и гуманитарную дипломатию. Российская продукция, действительно, неплохо котируется в мире, и то современное качество, которое гарантируют наши уральские производители, работает по принципу сарафанного радио.
Фото с сайта gubernator96.ru
«Иннопром-2017»