Председатель комитета по социальной защите населения Ленинградской области Людмила Нещадим в интервью РИА «ФедералПресс» рассказала о том, зачем региональное правительство намерено принять такой документ как Социальный кодекс.
Людмила Николаевна, скажите, что подтолкнуло правительство Ленобласти к созданию Социального кодекса?
Мы рано или поздно подошли бы к этой черте на региональном и федеральном уровне. Этот путь неизбежен. Невозможно говорить о повышении качества жизни, раздавая всем сестрам по серьгам.
На сегодня, если посмотреть на размеры социальных выплат у нас в регионе, например, семья с детьми получает выплату 362 рублей. Но сегодня всем очевидно, что эта сумма мало что решает в конкретной жизненной ситуации.
Если представить все социальные выплаты в виде пирога – делить его в области приходится на полмиллиона человек. Это все, кто получают помощь. Порции – небольшие. А ведь всего на этот пирог тратится почти семь миллиардов рублей, с учетом федеральных денег. Это почти 11 % всего бюджета Ленинградской области. При этом 87 % тех, кто пользуется разными льготами, в них вообще не нуждаются. Наша задача – увеличить реальную помощь тем, кому она действительно нужна.
Так все-таки каковы конкретные цифры? Как изменятся социальные выплаты после введения Социального кодекса?
Наверняка многие согласятся, что 500 рублей для человека, который получает 50 тысяч в месяц, – это ничто. А те же 500-1000 рублей для человека, у которого пенсия не больше 11 тысяч, сыграют свою роль. На лекарства малоимущему гражданину мы даем одну тысячу рублей. Сегодня предлагается – пять тысяч. Сегодня семья, пострадавшая от пожара, получает четыре тысячи рублей на каждого члена семьи, мы предлагаем давать 20 тысяч на каждого члена семьи. При рождении ребенка – не менее 30 тысяч. Это существенные цифры. Люди должны быть мотивированы на самообеспечение, активную жизненную позицию в преодолении трудностей, но есть категория людей, которые по объективным причинам не могут сами выйти из трудной жизненной ситуации. И задача кодекса – с учетом введения критерия нуждаемости по многим мерам социальной поддержки помогать тем, кто нуждается.
Отмечу, есть категории, которых новая социальная арифметика не коснется. Их достаточно много. Это и федеральные льготники, и дети-сироты, и молодые специалисты, работающие в социальной сфере, и почетные граждане, а также люди, награжденные различными знаками, – «За заслуги перед Ленобластью», «Отцовская доблесть» и «Слава матери». Проект Социального кодекса, в любом случае, еще ждут публичные обсуждения.
Всем гражданам, кто имеет право на социальные выплаты, нужно понять, что Социальный кодекс не устанавливает размер выплат. Размеры выплат и их индексация устанавливаются ежегодно законом об областном бюджете. Вот что важно.
И когда Социальный кодекс может начать реально работать?
Думаю, что уже в следующем году.
«ФедералПресс» ранее сообщал, что в Ленинградской области был разработан проект Социального кодекса, охватывающий весь комплекс мер социальной поддержки для разных категорий населения, в том числе, с учетом критериев нуждаемости. Ожидается, что Социальный кодекс объединит порядка шестидесяти действующих законов о социальной поддержке населения Ленобласти.
Основными целями создания Социального кодекса являются: унификация терминологии социального законодательства; усиление адресной составляющей – отработка и внедрение четкого, понятного для людей подхода, на какие меры социальной поддержки и при каких условиях возникает у человека право на социальную поддержку; внедрение объективных критериев нуждаемости; увеличение размера социальных выплат для семей с детьми с низким уровнем доходов и тех, кто в силу объективных причин не может самостоятельно преодолеть сложную жизненную ситуацию; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
В настоящее время Социальный кодекс активно обсуждается. По мнению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, нужно постепенно перестать платить пособия тем, кто в них не нуждается. «При принятии данного документа есть два варианта: первый – просто, ничего не меняя, объединить все социальные законы в один документ, и второй — взяв за основу критерий нуждаемости, серьезно изменить принципы социальных выплат. Лично я, как губернатор, считаю, что нам нужно пойти именно по этому пути и постепенно перестать платить пособия тем, кто в них не нуждается. При этом сэкономленные средства должны быть перераспределены в пользу наиболее социально незащищенных получателей выплат. В первой редакции кодекса этот принцип был выдержан не до конца, но для того мы и проводим публичное обсуждение проекта документа, чтобы исправить возможные редакторские и финансовые недочеты», – отмечал ранее глава региона.
Александр Дрозденко заявил, что есть необходимость уравнять основные единовременные выплаты, например, единовременную выплату при рождении ребенка, с уровнем выплат, производимых в Санкт-Петербурге. Также губернатор обратил внимание на размер выплаты сельским педагогам, размер родительской платы на содержание ребенка в детском саду, компенсации по питанию школьников, компенсации на коммунальные услуги многодетным приемным семья и на другие выплаты, суммы которых он предлагает увеличить.
Кроме того, глава региона отмечал, что сэкономленные средства будут распределены между выплатами, а при необходимости финансирование может быть увеличено в рамках поправок в областной бюджет в первом квартале 2017 года.
При этом, по словам губернатора, речь не идет о том, чтобы отнять у богатых и добавить бедным. «Мы просто перестаем платить тем, для кого эти суммы не играют никакой роли. В свое время, когда эти суммы вводили, мы все жили одинаково бедно в начале 90-х. Там была маленькая прослойка населения, в основном тех, кто умел делить и отнимать или мухлевать, они еще жили нормально. Но сегодня уже нужно понимать, что общество по-хорошему или по-плохому расслоилось», – пояснял Александр Дрозденко.
Отметим, проект областного закона о Социальном кодексе создавался год, в декабре 2016 года документ будет вынесен на обсуждение парламентариев.
В настоящее время в Ленинградской области проживает 11 тысяч многодетных семей; 490 тысяч граждан пожилого возраста, из них одна тысяча семейных пар, проживших в браке более 50 лет; 146 тысяч инвалидов; 3 тысячи семей воспитывают ребенка-инвалида. Численность детского населения по состоянию на начало 2016 года составляет 291 тысяч человек.