Общество
Общество
Свердловская область
0

«Я достаточно гибкий человек и настроена ровно на то, чтобы понимать и принимать ситуацию»

Месяц назад управление культуры мэрии Екатеринбурга назначило директором ТЮЗа бывшего начальника управления образования Евгению Умникову. В администрации города объяснили назначение желанием не только «не уронить планку достижений прославленного театра, но и приумножить их». Однако среди общественности Екатеринбурга такие кадровые решения вызвали определенные вопросы. «ФедералПресс» поговорил с Евгенией Умниковой о том, как безболезненно сменить сферу образования на культуру, как справляться с конфликтными ситуациями и сколько должен стоить билет в главный детский театр.

Ваша профессиональная карьера, успехи и достижения связаны с системой образования. Почему вы решились покинуть привычную профессиональную среду и сменить сферу деятельности?

Психологи считают, что менять сферу деятельности полезно. Это дает новые стимулы для развития. Театр юного зрителя я знаю давно. Бывала здесь часто, знакома с некоторыми театральными коллегами по совместным проектам, которых у Управления образования Администрации города Екатеринбурга и культурной сферы всегда было достаточно много.

Новое место назначения вы встретили с сомнением или с интересом? Не было желания категорически отказаться?

С сомнением, но интересом. У образования и культуры гораздо больше точек соприкосновения, чем может показаться на первый взгляд. И там, и там важен процесс. Непростой процесс воспитания человека как личности.

Насколько интересен вам театр как сфера культуры и искусства по сравнению с изобразительным искусством, музыкой, литературой? В каком театре Екатеринбурга вы бывали чаще всего?

Думаю, театр интересен всем, кто знаком с ним с детства. Я родилась и выросла в Нижнем Тагиле, жила рядом с Театром драмы и Театром кукол. Наша классная руководительница бесконечно водила нас в драматический театр. Любили театр и мои родители. Студенткой университета я подрабатывала уборщицей в Театре оперы и балета. Бонусом была возможность смотреть спектакли и наслаждаться музыкой. А в ТЮЗ пришла вместе со своей студенческой группой в 1977 году, как раз когда нынешнее здание готовилось к вводу в эксплуатацию. Потом какой-то период мы любили ходить в музкомедию – театр и в то время, и сейчас славится своими яркими и талантливыми спектаклями. Когда появились дети, я вновь с большим интересом стала следить за репертуаром кукольного театра и ТЮЗа.

«Ситуация для всех новая, немного стрессовая»

Какие задачи на посту директора театра были поставлены перед вами управлением культуры?

Сохранить и приумножить все те прекрасные достижения, которые есть у театра на сегодняшний день. Это театр с богатой историей (через три года ТЮЗ отметит 90-летний юбилей) и серьезной репутацией в российском театральном мире. Совсем недавно была осуществлена глобальная реконструкция, после которой Екатеринбург получил чудесное современное комфортное здание с великолепными сценическими возможностями. Замечательная актерская труппа и служители цехов по праву этого заслужили. Необходимо продолжать театральные традиции и стремиться к новым творческим высотам, к новым «Золотым Маскам».

Как прошло первое знакомство, первые встречи с работниками ТЮЗа? Не ожидаете здесь возникновения конфликтов?

Знакомство и первые встречи были человечески комфортными и профессионально продуктивными. Сейчас идет напряженная работа над созданием двух спектаклей, премьеры которых состоятся в этом театральном сезоне: «Золушка» по пьесе Евгений Шварца и «Незнайка» - всеми любимые приключения жителей Цветочного города в инсценировке молодого драматурга Светланы Баженовой. Мне самой очень хочется не со стороны увидеть и понять, как происходит рождение такого чуда, как спектакль.

Есть ли кадровый кризис в театрах Екатеринбурга и конкретно в ТЮЗе? Уровень зарплат сотрудников соответствует среднему в городе?

Зарплата соответствует городской дорожной карте, средней зарплате по Екатеринбургу. Конечно, необходимо продумать и найти возможности увеличения заработной платы.

Театральный коллектив достаточно стабильный и большой: 200 человек, из них труппа – 42 артиста, а также производственные и театральные цеха, обеспечивающие техническую поддержку деятельности театра. Многие театральные специалисты - уникальные кадры, которые достигают вершин мастерства именно в театральном процессе. В ТЮЗе немало удивительных специалистов, которые дорожат своим театром и посвятили ему всю свою жизнь. 

«Цена на билеты должна быть такой, чтобы к нам могли ходить дети с разными возможностями»

Как вы оцениваете уровень государственной поддержки театров? Финансирование?

В последнее время, на мой взгляд, в сфере культуры и образования происходят, безусловно, положительные преобразования. Финансирование стало достаточно устойчивым. Но культура и образование требуют бесконечного вложения средств. Мы - муниципальный театр, и серьезная часть финансирования - в первую очередь на содержание театрального здания - идет от муниципалитета. Если же вспомнить недавний капитальный ремонт, так преобразивший здание театра, Администрация города Екатеринбурга выделила на него более 1 миллиарда рублей.

Есть и вклад в финансирование самого театра?

У театра возможностей довольно много. Основные внебюджетные средства – это, прежде всего, продажа билетов. Мы – детский театр и должны обеспечить приемлемую цену для своего зрителя. Мы стремимся, чтобы к нам приходили дети и их родители с разными возможностями, в том числе из малообспеченных семей и воспитанники детских домов. Мы хотим, чтобы дети получили устойчивую привычку посещать театр. Если ребенок в свое время не побывает в Театре кукол или Театре юного зрителя, он вряд ли потом будет ходить в драматический или оперный театр. Поэтому ценовой диапазон наших билетов 350-500 рублей. И многолетняя практика показывает, какие бы трудные времена ни были, у театра сложилась своя устойчивая аудитория, есть свой зритель.

Как еще ТЮЗ может привлекать средства?

В этом году мы получили грант губернатора Свердловской области в размере 10 миллионов рублей, который поможет осуществить наши важные проекты - Всероссийский фестиваль «Реальный театр», который пройдет в сентябре 2017 года, и постановку двух спектаклей, о которых мы уже говорили. Кроме того, на грантовые средства мы едем на гастроли в Севастополь, где на сцене Русского драматического театра имени Луначарского представим 5 спектаклей. Этот театр с большими гастролями, первыми в Екатеринбурге, ТЮЗ принимал прошлой осенью, тогда и возникла идея ответного визита.

К участию в отдельных проектах можно привлекать спонсоров. Один из таких - инклюзивный театральный проект «ЗАживое», создание спектакля с участием детей-аутистов. Вдохновителем проекта стал петербургский режиссер Борис Павлович (его подобный проект - спектакль «Язык птиц», поставленный в БДТ имени Товстоногова - в этом году стал номинантом Премии «Золотая Маска»), а стартовал проект в октябре прошлого года со встречи ребят с Чулпан Хаматовой, которая выступала на сцене ТЮЗа. Важно, что это не точечный, не разовый проект, ребенок вовлекается в театральный процесс, сложно организованный, но дающий импульс для развития.

«Сейчас мы не можем показывать некоторые спектакли в театре из-за новых законов»

Достаточно ли часто, на ваш взгляд, школьники города и области посещают театр? И удовлетворены ли они тем репертуаром, который сегодня представлен в Екатеринбурге?

Сейчас в Екатеринбурге больше 140 тысяч школьников. Это практически муниципальное задание театру. К сожалению, есть довольно много детей, которые никогда не были ни в одном театре, и, как правило, это не вопрос дохода семьи. Многое зависит от желания родителей, бабушек и дедушек привести ребенка в театр - пусть даже поначалу через посредство учителя в школе. Радует, что в городе есть «театральные семьи» и «театральные школы», которым всегда интересен театр и которые не подходят к знакомству с ним как к формальному культпоходу.

В театрах идет довольно много спектаклей для малышей и для молодежи. И почти ничего для подростков 12-14 лет. Как быть с этим? Какие пьесы, на ваш взгляд, интересны были бы этим зрителям?

Мне кажется, что в репертуаре театра есть интересные спектакли для подростков. Но найти современный драматургический материал для этой непростой аудитории очень сложно, и это общая российская проблема. Мы обсуждаем этот вопрос в театре, разговариваем с режиссерами. Если найдем интересный материал, с удовольствием его поставим.

Есть ли место современному искусству в детском театре?

Почему бы и нет? Если говорить о современной драматургии, именно ТЮЗ первым из театров в Екатеринбурге стал проводить читки, лаборатории и создавать подобные проекты. «Театр за бетонной стеной» существует и сегодня. В его рамках впервые в городе были поставлены такие пьесы, как «Дембельский поезд» Александра Архипова, «Изображая жертву» братьев Пресняковых, «Человек-подушка» Мартина МакДонаха. Сегодня в «Театре за бетонной стеной» - спектакли по современной драматургии, которые можно увидеть только в нашем театре: «Класс Бенто Бончева» Максима Курочкина и «Земля Эльзы» Ярославы Пулинович.

«Я достаточно гибкий человек и готова понимать ситуацию»

Вам неоднократно приходилось иметь дело с выраженным недовольством принятыми вами решениями, в том числе, публично и довольно большим количеством людей. Это часть работы управленца. Как вы с этим справляетесь – на эмоциональном и деловом уровне?

На мой взгляд, это зависит от масштаба проблемы, круга заинтересованных лиц. Мой период работы начальником управления образования был весьма сложным для образовательной системы, наполненным решениями, которые имели отношение и к экономике, и к финансированию учреждений, и к новой системе заработной платы руководителей и педагогов. Одновременно шла работа по оптимизации неэффективных расходов, по сути, сокращению числа школ и работников. Выполнять подобные решения на практике было более чем сложно. При этом есть особенности города, жители Екатеринбурга весьма активны, имеют и отстаивают свою точку зрения. Это были бесконечные нервные затраты, объяснения, встречи с родителями, с бастующими, с желающими поговорить. Да, все это было. А если говорить об образовательных учреждениях, мне всегда везло с коллективами. Может, я ситуацию идеализирую, но ощущение такое. Считаю, что мне посчастливилось работать в интересное и трудное время. А то, что мои решения не всегда были понятны определенной части горожан, что делать? Возможно, нужно было более доходчиво объяснять.

Управляя школой, нужно принимать во внимание сотни маленьких и взрослых характеров. Без сомнения, это трудно. В театре гораздо меньше людей, однако сложности управления творцами всем известны. Ваш управленческий подход останется таким же, как был в системе образования, или вы готовы в чем-то измениться?

Я достаточно гибкий человек и настроена ровно на то, чтобы понимать и принимать ситуацию. Помогает диссертация по психологии, которую я защитила 6 лет назад, что было непросто, но очень полезно. От первого месяца общения у меня хорошие ощущения. Важно, чтобы у моих коллег они были такими же.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1