Свердловские власти уже не первый год заявляют о необходимости активного развития туризма в регионе. Тем не менее 80 % приезжающих в Свердловскую области – деловые туристы. Эксперты отрасли настаивают: в регионе разработан целый ряд продуктов, которые могут быть интересны как российским, так и иностранным туристам. О том, что область может предложить путешественникам, в чем проигрывает соседям, и зачем туристы действительно едут на Урал, корреспонденту «ФедералПресс» рассказала директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова.
– Несколько дней назад в Екатеринбурге прошел форум «Большой Урал». Какие вопросы для регионального туризма стали особо актуальны в этом году?
– «Большой Урал – 2017» получился очень образовательным, более ориентированным на узкие сегменты индустрии, такие как гостиничный сервис, ресторанный бизнес, организация событий. Активно обсуждалась тема ХАССП (стандарты организации питания, как для туристических групп, так и для индивидуальных туристов). Если раньше на «Большом Урале» мы говорили о существующих маршрутах и экскурсиях, то в этом году ушли в разбор сервисов, качества, стандартов. Обсуждали, как готовить гидов-переводчиков, инструкторов-проводников на активных маршрутах, как организовывать детские поездки и выстраивать транспортное обслуживание туристов. Мы стали все глубже и глубже уходить в тематики. Все это для того, чтобы повысить сервис. Сегодня российский туризм находится на стадии развития.
– Почему так важно присутствие на форуме гостей из других регионов?
– Если не демонстрировать наши возможности и то, насколько мы настроены на сотрудничество с соседними регионами, они никогда не признают нас ведущим, главным и лидером. Я считаю, когда участники из соседних регионов знакомятся с нашей инфраструктурой, мы формируем некий позитивный образ нас, как организаторов, нас, как профессионалов. И они все понимают, что с нами можно иметь дело.
Основная задача центра развития туризма – показать, какой сегодня Екатеринбург, какие есть возможности конгрессно-выставочной деятельности, какие используем сервисы в организации мероприятий, как мы креативим на предмет различных форматов, и как мы взаимодействуем с бизнесами из других регионов.
– Какие направления в туризме сегодня пользуются популярностью? Вочто готовы вкладываться инвесторы?
– 80 % туристов, прибывающих в наш регион, – это деловые туристы. Они приезжают на различные форумы, конгрессы. Если посмотреть на инфраструктуру делового туризма в целом, то у Екатеринбурга конкурентов в России среди регионов точно нет. Даже Казань проигрывает. Это объясняется нашим расположением, историческая составляющая в этом есть. Те, кто приезжает к нам с деловыми визитами, пользуются также сервисами культурно-познавательного туризма. Если организуется какой-то форум или выставка, то в состав пакета включается обязательно посещение и других мест. (Ельцин-центр, стела Европа – Азия, Ганина яма, экскурсионные маршруты по Екатеринбургу).
На втором по популярности месте находится шоппинг. У нас самые крупные в России торговые центры и жители соседних регионов ориентируются на это. Некоторые приезжают за конкретным брендом. На третьем месте зимой – горнолыжные курорты, летом – сплавы и походы. Горнолыжные центры сейчас стали проводить некую работу над ошибками и начали загружать свои объекты еще и летом. Например, гора Белая делает различные тематические походы экологические маршруты, у них там любой желающий может сдать комплекс ГТО. Сегодня задача не только создать инфраструктуру для туризма, но и регулярно ее загружать.
Больше всего посетителей в природных парках с июля по сентябрь (включительно). По экологическим тропам «Оленьих ручьев» в разгар сезона прошлого года прошлись почти 39 000 человек, в «Бажовских местах» в этот же период побывали почти 27 000 туристов, в природном парке «Река Чусовая» – около 7000. Значительно отстают от своих конкурентов национальный парк «Припышминские боры» (2736) и «Режевской природно-минералогический заказник» (всего 217 посетителей).
– Почему, на ваш взгляд, экотуризм стал так популярен? Последние два года все резко ринулись в походы и на сплавы.
– ЗОЖ – сейчас это очень популярно. Здоровое питание, экологичная среда, – общий тренд. Спрос большой. Продается в первую очередь иностранным туристам. Например, в Китае или Западной Европе живут на ограниченных территориях. Там нет такого простора как в России, а тем более в Сибири и на Урале. Для них бесконечные поля, леса, реки – это что-то.
– Сколько туристов выбрали экопутешествия в прошлом году?
– За 2016 год более 75 000 туристов посетили природный парк «Оленьи ручьи», более 41 000 путешественников побывали в природном парке «Бажовские места». Третьим по популярности стал природный парк «Река Чусовая» на его территории побывало почти 12000 туристов. Понимаете, экологические маршруты еще сравнительно недорогие. Например, недельный сплав на двоих по Чусовой стоит около 20000 рублей. Масса впечатлений, на свежем воздухе, экскурсии (расскажут о каждой травке), обеспечивают безопасность, трехразовое питание, одежда.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и уральский полпред Игорь Холманских в ходе сплава по реке Чусовой
– Еще одна особенность нашего региона – наличие индустриальных маршрутов. Насколько они сейчас востребованы и что делается для развития промышленного туризма?
– Перед форумом «Большой Урал» мы свозили гостей в Верхнюю Пышму и показали им музей воинской славы. В отчет получили множество восторженных откликов. Увидеть мощь производителей оружия и мощь крупных предприятий хотят многие. Перед форумом «Большой Урал» у меня была встреча с министерством промышленности: обсуждали, насколько индустриальные объекты доступны для показа. Ведь еще в конце 90-х регион был закрыт для иностранных туристов и никому и в голову не могло прийти, что какой-то завод можно посетить с экскурсией. Сегодня таких объектов на карте Свердловской области все больше и больше, но мы хотим систематизировать эти сведения. В ближайших планах работа над созданием такой базы.
– Когда появится такая база промышленных объектов, открытых для экскурсий?
– Я думаю, к концу года. В промышленном туризме много ограничений. Заводы – это не музеи и не досуговые центры, посещать их можно только в определенные дни и время, чтобы не мешать основному производству. Более того, на этом ограничения не заканчиваются: на некоторые объекты нельзя детям, иностранцам. Чтобы собрать все эти сведения понадобится время.
– Что сейчас происходит со всеми известными достопримечательностями, такими как Ганина яма, граница «Европа – Азия»? Они как-то совершенствуются, отвечают новым запросам потребителя?
– Такие объекты как Ганина яма и граница «Европа – Азия» спросом пользуются всегда. Сейчас появляется много образовательных программ для школьников с посещением этих достопримечательностей.
Также в туризме сегодня формируется некий тренд на создание доступной среды. Если регион открыт, то он открыт для всех, а не только для платежеспособной, молодой и активной аудитории. Люди пожилого возраста и люди с ограниченными возможностями здоровья тоже хотят путешествовать и отдыхать.
Также развивать нужно минералогический или геологически туризм. Он сегодня во всем мире популярен. А Свердловская область – это кладезь для формирования подобных маршрутов. У нас и изумруды, и аметисты, и золото.
– Известный проект «Самоцветное кольцо Урала». Насколько он востребован. До 2017 года обещали вложить в него более 1 млрд рублей. Вложили?
– Сразу поясню, что проект этот подразумевает развитие инфраструктуры туризма. Это не так, что мы просим деньги и нам федералы их дают. На самом деле есть инвестор, который готов вложиться, для него нужно создать условия определенные. Часть этих условий обеспечивает областной бюджет, часть – федеральный. И каждый год нужно показывать, на что пойдут средства. В рамках реализации проекта «Самоцветное кольцо Урала» в Нижнем Тагиле отреконструировали набережную, в Алапаевске на узкоколейной железной дороге появилась станция «Синячиха» и специальный стилизованный исторический вагон. Центр развития туризма к федеральной целевой программе не имеет никакого отношения. Взаимодействие осуществляет министерство инвестиций и развития. Поэтому сориентировать по цифрам не могу. Мы занимаемся информированием туристов о тех объектах, которые у нас размещены. В 2013 году мы открыл информационные стойки в аэропорту Кольцово и на железнодорожном вокзале, у нас открыто представительство уже в трех городах России: Санкт-Петербурге, Тюмени и Уфе. В этом году мы планируем еще два пункта открыть в Москве и скорее всего Челябинске. Активно продвигаем продукты Свердловской области на туристических выставках.
– Одной из проблем внутреннего туризма называют отсутствие адекватной инфраструктуры. Например, далеко не все сотрудники гостиниц, ресторанов, транспортных компаний говорят на английском языке. Что делается для обучения персонала?
– Одной из тем на форуме «Большой Урал» была подготовка специалистов из разных сегментов отраслей: гидов, инструкторов, администраторов ресепшн, официантов. Впереди – чемпионат мира по футболу. Вопросы подготовки кадров актуальны как никогда. Мы предусмотрели финансирование обучающих семинаров для специалистов индустрии гостеприимства, которые не владеют иностранными языками. Сюда же входит и переподготовка уже существующих переводчиков. У чемпионата мира своя специфика. И не всегда грамотный переводчик может быть знаком со спортивной терминологией. Программа подготовки специалистов коснется 550 человек. На их обучение будет потрачено порядка 4 млн рублей.
– Что делать с теми, кто в глубинке? Всех же не обучить.
– Современные информационные технологии подводят нас к тому, что необязательно готовить армию переводчиков и вкладываться в это. Можно создать аудиогиды на разных языках под разные целевые аудитории, выпустить путеводители на иностранных языках, которые будут направлять в определенные маршруты. Не каждый турист -иностранец сможет оплатить переводчика, и он понимает, что не все в России владеют английским. Но когда у него в руках будет путеводитель по городу на его языке, когда у него будет аудиогид, который он может бесплатно скачать с информационного листа, – понять, что и где находится будет просто. Сегодня мы уже создали три маршрута с аудиогидами на русском, английском и китайском, и путеводители на четырех языках под разные целевые аудитории. Также в области уже появились более двухсот знаков дорожной навигации.
30 % всего потока туристов в регион обеспечивает событийный туризм. Эта цифра стабильна и не зависит от времени года.
– А готовы к приему болельщиков из разных стран?
– 280 отелей сегодня категорированы и могут принимать болельщиков чемпионата мира по футболу. В городе формируется маршрут для болельщиков. Но я считаю, главное – не перестараться. Важно, чтобы средства, вложенные в создание доступной инфраструктуры для болельщиков, окупились. Мы можем с Вами ожидать один поток иностранных туристов, а он может оказаться совершенно другой. Игры будут проходить в разных городах России и предугадать, какая аудитория и какой численности приедет к нам – практически невозможно.
– Спрошу о визовых сложностях. Сейчас иностранным гражданам непросто попасть на территорию России. Это как-то мешает въезду туристов, влияет на их количество?
– Влияет и зависит от каких-то экономических, политических факторов. Но я могу отметить положительную динамику по въездному потоку. Во-первых, у восьми туроператоров налажен безвизовый обмен туристических групп с КНР. Рейсы из Кольцово в Китай и обратно летают практически ежедневно. Такая грамотная логистика приводит к первым результатам: 72000 пассажиров, прилетевших к нам из Китая, – это серьезная цифра.
Позитивно складывается ситуация и с Западной Европой. У нас есть прямые авиарейсы из нескольких европейских столиц: среди них Прага, Париж, Мюнхен.
Падение курса рубля также привело к притоку европейских и азиатских туристов. Многие туроператоры, которые раньше работали только на выездной поток, начали заниматься и приемом иностранцев.
Самым массовым туристическим событием 2016 года стала «Ночь музыки». Мероприятие собрало 120000 человек. Еще 82000 туристов погуляли на гастрономическом фестивале барбекю, 25 500 – на ирбитской ярмарке, чуть меньше – на международном фольклорном фестивале «Малахитовая шкатулка».
– Что необходимо «подтянуть» в туристической инфраструктуре региона?
– Екатеринбуг вполне достойно принимает туристов. Сегодня большая проблема, как и у всех других регионов России – это дороги и сервисы, связанные с посещением удаленных от центра объектов. Возьмем город Ирбит. У него замечательная история. С точки зрения памятников архитектуры и объектов для показа, он – визуально привлекателен. Но логистика сегодня у него такая, что город может привлекать только тюменцев и екатеринбуржцев. Наша задача сейчас – загрузить инфраструктуру малых городов: за счет организации событийных мероприятий, формирования туров выходного дня, поддержки малого и среднего бизнеса, и поднять к ним интерес.
– То есть в приоритете сейчас не иностранные туристы? А из соседних регионов?
– От российских туристов, которые приезжают из соседних регионов, прибыли туристические компании получают больше, чем от иностранных. В два раза больше. Иностранцы, как правило, далеко вперед планируют свою поездку, они стараются экономить на стоимости турпакета. Наши же если приезжают, то после музея отправляются на шоппинг и легко оплачивают другие услуги развлекательного характера. Если едет семья, то подарки приобретаются и маме, и детям.
– Широкая русская душа, одним словом?
– Да. Наши туристы оставляют денег больше, это точно. Особенно люди из соседних регионов, которые много работают и мало отдыхают. Они мало денег тратят на дорогу и больше на сервис.
– Частью сервиса является и хорошая кухня. Какие планы у региона на развитие гастрономического туризма?
– Сегодня многие говорят о гастрономических маршрутах, но не все понимают, что это такое. Есть прекрасный фестиваль барбекю, 80000 посетителей за два дня. Но мы не совсем понимаем, как инфраструктура туризма должна за счет этого мероприятия загружаться. За счет туристических агентств гастрономические события должны получать дополнительный приток туристов. На фестивале «Большой Урал» центр развития туризма СО подписал соглашение с Федерацией рестораторов и отельеров. Результатом совместной работы станет гастрономический путеводитель по Свердловской области и презентация этих маршрутов на международных выставках.
– Как регион конкурирует с соседями? У Ямала, Югры Ханты-Мансийска туристических продуктов хватает.
–Главное в этом вопросе – определить для себя преимущества своего региона и целевую аудиторию. Например, я никогда не поеду продвигать горнолыжные комплексы в Челябинскую область, но зато я привезу туда предложения, связанные с деловым туризмом, туры выходного дня. Потому что в этом крупном промышленном центре инфраструктура шоппинга, культурных программ не такая, как в Екатеринбурге. У нас значительно все выше уровнем.
Я знаю точно, что иностранцы, которые проезжают по транссибирской магистрали, не остановятся в Тюмени с ночевкой или еще где-то, они остановятся у нас, так как более комфортная инфраструктура. Главная задача – грамотно оценить то, чем может похвастаться регион.
Фото: polytika.ru
Сохранить