Top.Mail.Ru
Экономика
Севастополь
0

«Инвестор видит всю эту картину в Севастополе, разворачивается и уходит»

Инвестиционный климат санкционного Севастополя усугубляется жесткими административными барьерами. Департамент по имущественным и земельным отношениям городского правительства затягивает регистрацию прав на землю, в результате бизнес не может кредитоваться и развивать производства, а потенциальные инвесторы, глядя на негативный опыт коллег, отказываются от захода в регион. Почему резиденты написали обращение в генпрокуратуру России и почему закон о СЭЗ не работает, в интервью «ФедералПресс» рассказал председатель Ассоциации участников свободной экономической зоны «Севастополь» Владимир Нигар.

– Как вы оцениваете инвестиционный климат в Севастополе?

– Я опираюсь на опыт и оценку Агентства стратегических инициатив. Они исследовали бизнес-климат в нашем регионе и назвали его негативным. Мы, к сожалению, находимся на уровне, где нам еще очень много предстоит сделать. Недавно я читал в прессе, что в Гонконге за 3 млрд долларов продали самый дорогой в мире участок земли. Представьте себе, муниципалитет получил такие большие средства, и какие туда идут инвестиции. Там созданы для этого все условия, чего пока нельзя сказать о нас.

– Кроме санкционных ограничений, что, на ваш взгляд, мешает развитию бизнеса в Севастополе?

– У Севастополя особый статус с серьезным кредитом доверия со стороны президента России и правительства страны. Нам дали беспрецедентную федеральную целевую программу, государство вкладывается в инфраструктуру, строит мост. Однако и политически, и логистически мы отрезаны от внешнего мира. На сегодняшний день один из главных барьеров – это транспортные ограничения: все крымские порты закрыты и нет международного сообщения, плюс добавляются политические моменты, которые преодолеть не удается. Да, мы слышим о вероятных «потеплениях», но никакие страны сюда направлять грузы не спешат – все чего-то ждут, и в ближайший перспективе изменения вряд ли будут. Предприятие, на котором мы сейчас находимся (на рыбоконсервном заводе, – прим. «ФедералПресс») в своей работе использует атлантическое сырье из Марокко и Мавритании. И если раньше грузы к нам приходили напрямую в рыбный порт, то сейчас разгрузка идет через порты Новороссийска. Это очень загруженный порт, и чтобы на его территории работать, необходим серьезный вступительный взнос. В итоге сырье, которое мы приобретаем, дорожает на десять рублей за килограмм, а цена банки консервов сопоставима со стоимостью продукции материковых заводов из Калининграда, Дальнего Востока или Санкт-Петербурга, но у них нет таких проблем с логистикой.

На рынке мы все с одной ценой, а по факту вся прибыль, которая могла пойти на развитие производства, вкладывается в логистику. Мы платим по маршруту Марокко – Новороссийск сумму, соизмеримую с маршрутом Новороссийск – Севастополь. Если посмотреть на карте расстояния, вы поймете, что с тарифами что-то не так.

Кроме того, у нас есть административные барьеры. Для получения от банка кредитной линии необходимо показать активы, которыми располагает предприятие. И если практически год ушел на оформление зданий и сооружений, то по земельным правам и у нашего завода, и у многих других участников свободной экономической зоны полный завал.

– На одном из совещаний в Севастополе звучали данные, что у половины из 270 участников СЭЗ есть проблемы с оформлением аренды земли, это так?

– Эти данные составлены на основе опросника и анкетирования участников свободной экономической зоны. На совещание мы приглашали представителей департамента по имущественным и земельным отношениям, они взяли под личный контроль и пообещали ситуацию разрулить, попросив произвести аудит проблем. На сегодняшний день мы подготовили список, куда вошли около 20 предприятий участников СЭЗ. Остальные либо постеснялись озвучивать свои проблемы, либо еще не подготовили данные. Хотя не исключаю, что есть и предприниматели, которые хотят посмотреть на судьбу, которая постигнет двадцать резидентов, заявивших о своих проблемах.

– Какие сложности возникают при оформлении земельных участков?

– Если говорить о резидентах свободной экономической зоны, в законе предусмотрено, что участники СЭЗ могут без конкурса получить земельный участок для открытия нового бизнеса. Но на деле, это только задекларировано. Практика показывает, что нет порядка, утвержденного городскими властями. Мы рассчитываем, что летом этот порядок будет согласован. Основной вопрос сейчас – это оформление действующих прав, которые были зарегистрированы еще при Украине. Для участия в программе кредитования российские банки требуют, чтобы права были зарегистрированы в России. Поэтому наши предприятия подали заявки в департамент по имущественным отношениям, но судьба этих заявлений пока неизвестна.

– Документы долго рассматриваются?

– Есть счастливчики, которые прошли эту процедуру, но их единицы В частности, наш завод подал заявление в ноябре 2016 года, нужно было собрать огромное количество документов, но до сегодняшнего дня никакого ответа нет. Мы в марте делали дополнительные запросы, но получили – полное молчание. В некоторых случаях по формальным признакам делалась приостановка или отказ. Заявителю говорилось:«Ты не соответствуешь, до свидания». Идет не человеческое, а машинное общение.

– Законодательствомдля резидентов СЭЗ установлено много льгот, а из ваших слов следует, что на практике их приходится выбивать?

– Получается, да. Для этого мы (резиденты СЭЗ, – прим. ред.) встретились, обменялись проблемами и решили создать Ассоциацию участников свободной экономической зоны. Это некоммерческая организация, мы решили формулировать коллегиально все наши накопившиеся вопросы к власти, и надеемся, что будем услышаны.

– В правительстве Севастополя есть департамент приоритетных проектов, который должен курировать работу инвесторов, с ними взаимодействие налажено?

– Департамент приоритетных проектов – это куратор свободной экономической зоны. Они встречают наши проекты, шлифуют, выдают свидетельства участникам СЭЗ, ну а дальше, может быть и хотели бы нам помочь, но не могут влиять на земельные отношения. Я общаюсь с руководством департамента и могу сказать, что поток заявок (на участие в СЭЗ) ослабевает. На начало мая было 277, но с каждым днем тяга становится все меньше.

– С чем вы это связываете?

– Считаю, что это связано с ФЗ-377 «О свободной экономической зоне», который регулирует отношения государства и инвесторов. На мой взгляд, первоначально идея была хорошая. Но после того, как пройдены согласования всех контролирующих органов, конечная редакция оказалась сильно урезанной и по таможенным, и по налоговым льготам. Если сравнивать с коллегами-рыбопереработчиками в Калининграде, там эта зона была сдана в 90-х годах, и работает уже 20 лет, так что видно, какие инвестиции зашли в регион и как он вырос, если сравнивать со стартом. Там можно без пошлин завозить сырье и заниматься переработкой, и уже конечный продукт реализовывать и по стране, и отправлять на экспорт.

У нас льготы предоставляются только на оборудование, которое будет использоваться при производстве. Сырье, материалы и все остальное прописано таким образом, что ты завозишь, и можешь пошлину не платить. Но только то время, пока ты к сырью не притронулся. Как только ты его переработал и получил готовую продукцию, пошлина возвращается назад. Для того, чтобы оформить льготу, которая будет действовать два дня, необходимо оформить множество бумаг. Я попытался, но бросил эту затею и в итоге в Новороссийске плачу как рядовой субъект без льгот.

Налоговые каникулы законом предусмотрены на три года, но если говорить о конкретных примерах: за прошлый год мне было направлено 36 предписаний и требований, за этот уже 20. И мое предприятие не исключение, везде подобная ситуация. Требования высылаются на пяти-семи листах, которые влекут за собой десятки килограммов ответов. Начинаем узнавать, чем вызваны проверки? В ответ слышим, что якобы не соблюдаем налоговое законодательство. Однако несоблюдений не выявлено.

– Вы куда-то обращались по этому вопросу?

– От Ассоциации участников свободной экономической зоны в апреле мы направили письмо в генпрокурору и руководителю Федеральной налоговой службы. Мы запросили, как трактовать закон о взаимоотношениях контролирующих органов и субъектов СЭЗ. Ждем ответ. Мы рассчитываем на партнерские отношения, но на практике этого нет. На многих совещаниях звучит фраза, что свободная экономическая зона – это выпадающие доходы бюджета. Непонятно каким образом они вычисляют выпадающие доходы, ведь если бы не было льгот, возникает вопрос – были бы эти 3 млрд рублей инвестиций от проектов СЭЗ и были ли вообще сегодняшние доходы?

На сегодняшний день валовый региональный продукт только на треть наполняется собственными доходами. Федеральный центр вынужден субсидировать и без того небольшой городской бюджет. ВРП Севастополя в разы отстает от среднероссийского уровня. Получается, инвестор приходит в регион, видит, что здесь нет места развитию: нужно вкладывать в логистику, энергетические проблемы государством сглажены, но водные остаются, плюс еще нет рабочей силы – местные не хотят идти работать на производство, плюс административные барьеры. Потенциальный инвестор видит всю эту картину, разворачивается и уходит.

– Что делать, если его вернуть уже нельзя?

–Есть предприятия, которые работают еще со времен Украины, и хотя бы на них можно опереться. Но идет административный прессинг, а необходимо помочь и с регистрацией собственности, и с продвижением товаров в России. Ведь были мысли по созданию «севастопольских двориков» в торговых центрах, но ничего этого не реализовано. В результате получается, что мы наравне с крупными российскими предприятиями приходим в торговые сети и пытаемся прорваться к потребителю. Но у нас нет ни оборотных средств, ни кредитования как такового. Хотя с кредитованием сейчас вопрос уже лучше, чем в первые годы работы СЭЗ.

– Вопрос опять упирается в земельные отношения?

– Департамент по земельным отношениям завален заявлениями, в основном, от частных лиц: люди хотят получить российский документы, на континенте такого нет. Но наша служба не справляется, я знаю крымский опыт – они приглашали специалистов прикомандированных из других регионов, у нас по этому пути не пошли, надеются наверное, что само рассосется. Но уже прошло три года, а все никак...

– Крымским резидентом СЭЗ работается проще чем севастопольским?

– По их словам, да. Я был на Ялтинском экономическом форуме, слушал выступления и очень понравился один регион – Евпатория. По всем признакам он идет опережающими темпами развития, несмотря на то, что ранее западный Крым считался депрессивным местом в отличие от ЮБК. Мэр Евпатории на форуме сказал: «Административных барьеров у нас нет, моя приемная открыта для любого инвестора».

– Севастопольские чиновники так не говорят?

– Может быть они говорят, но мы об этом не в курсе. На мой взгляд, наше правительство должно агрессивнее лоббировать наш регион, наши товары, наших производителей на всех возможных площадках, чтобы наши товары продвигались на континенте. Тормозом выступает отсутствие поддержки на местном уровне. Почему такие низкие доходы у городской казны? Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы их повысить; что нужно сделать, чтобы вина, рыба и другая севастопольская продукции реализовывалась? Конечно, я не могу претендовать на полную картину и выдавать идеальный рецепт – этим должны заниматься специалисты. Но создав свободную экономическую зону, мы вынуждены констатировать – это далеко не все. Необходимо смотреть, чего не хватает бизнесу, что необходимо добавить, чтобы регион был инвестиционно-привлекательным. Бизнес выживал в разных условиях и кризисах – и производственных, и валютных. И если не связывать руки производству разными мелочными проверками и придирками, тогда будет результат.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.