Трагедия в Кемерово заставила россиян пересмотреть отношение к закрытым объектам массового скопления людей. Со дня на день во всех 140 торгово-развлекательных центрах Самарской области должны пройти дополнительные проверки соблюдения правил пожарной безопасности. За последние два года спасатели провели 14 проверок, которые выявили 86 нарушений. Руководители трех торговых центров были оштрафованы. Глава областного управления МЧС Олег Бойко заверяет, что все моллы губернии безопасны. Так ли это на самом деле, «ФедералПресс» спросил у председателя регионального отделения общественной организации «Российский союз спасателей» («РОССОЮЗСПАС») Андрея Воробьева.
Нарушения везде одинаковы
- Андрей Юрьевич, пожар в торговом центре Кемерова «Зимняя вишня» до сих пор остается в России темой номер один. Скажите как профессионал, какие человеческие ошибки стали причиной трагедии?
- Роковую роль сыграло стечение нескольких обстоятельств. Служба охраны допустила ряд непростительных ошибок. В первую очередь – отключение АПС (автоматической пожарной сигнализации – прим. ред.) и системы оповещения. В результате о пожаре своевременно не узнали ни МЧС, ни посетители центра. Кроме того, не работала система пожаротушения, отчего огонь распространился внутри здания. И главное – оказались перекрыты пути эвакуации, а охрана не обеспечила их своевременное открытие.
- Закрытые пути эвакуации – частое явление в торговых центрах. Должны ли они быть открыты всегда?
- Да, желательно, чтобы они были открыты всегда. Но мы понимаем, что нередки случаи незаконного проникновения, что чревато террористическими угрозами и воровством. Поэтому охранники должны постоянно находиться в непосредственной близости от выходов и в любой чрезвычайной ситуации их оперативно открывать.
- Эта и другие названные вами проблемы имеют место и в нашем регионе. Насколько безопасны самарские торговые центры?
- Совсем небезопасны. Нарушения везде одни и те же. Где-то больше, где-то меньше. Действительно, так же как и в Кемерово, в каждом торговом центре перекрываются пути эвакуации. Не всегда срабатывает АПС и система оповещения, и так далее.
- Что чаще всего является причиной пожара на закрытых объектах массового скопления людей?
- В основном, короткие замыкания. В торговых центрах часто меняются торговые и развлекательные площадки, а вместе с ними – проводка, перевешиваются светильники. Есть и масса других причин. К примеру, не соблюдение правил обращения с газовыми баллонами. Возгорания происходят и на кухнях ресторанов, где работают плиты, печи и тому подобное.
- Какие системы должны быть установлены на объектах массового скопления людей?
- В зависимости от площади – уже упомянутые автоматическая пожарная сигнализация, система автоматического пожаротушения, система оповещения – световая, звуковая, голосования и так далее. Кроме того, объект должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения, планом эвакуации. Все это должны обеспечивать собственники объектов.
Инспекторам завязали руки
- В списках ответственных за пожар в кемеровской «Зимней вишне» фигурируют охранники и арендаторы, но не собственники. А должны ли сособственники нести ответственность?
- Отвечать в первую очередь должен тот, кто допустил пожар. Но собственник должен отвечать всегда. В его обязанности входит и контроль арендаторов, и контроль состояния всех систем.
- А как насчет органов власти, которые должны контролировать безопасность объектов?
- Насчет органов власти должен разбираться суд. Но проблема в том, что инспекторы государственного пожарного надзора могут проверять торгово-развлекательные центры только в плановом порядке – раз в три года – и внепланово на основании предписаний, которые выносятся по итогам плановой проверки.
- Не слишком ли это мало, с учетом потенциальной опасности таких объектов?
- Увы, по закону, все торговые центры относятся к малому бизнесу, а некоторые даже к микробизнесу. Проверять их регулярно нельзя, даже если у органов надзора есть на то причины. Сама прокуратура вычеркивает такие объекты из планов проверок. Сегодня издано слишком много законов, которые препятствуют инспекторам. Если до 2005 года объекты проверяли один-два раза в год, теперь их не проверяют годами.
- Действия прокуратуры объясняются защитой интересов малого бизнеса?
- Да, эти бюрократические барьеры вводили с целью исключить коррупционный фактор, чтобы инспекторы не работали себе в карман. Но в результате получилось, что торговые центры отдали на усмотрение сособственникам. А проверить и дать необходимую оценку безопасности здания может только инспектор. Одного поверхностного взгляда на торговый центр мало – там нужно проверять все помещения, включая подвал и крышу. Проверка может занимать 7-10 дней.
- Может ли быть так, что системы здания прошли проверку, но в нужный момент дают сбой?
- Может. В жизни равно или поздно все ломается. Тем более – автоматика. Для этого собственники объектов заключают договора с обслуживающими организациями и прописывают в них срок, в течение которого устраняется то или иное замечание. В основном – в течение суток.
На чем экономят владельцы ТЦ
- Кто и как должен проводить обучение персонала технике безопасности?
- На это имеются лицензированные организации, которые проводят обучение с выдачей удостоверения. Обращаться к ним должны собственники объектов и арендаторы помещений.
- Насколько дорого для собственника обеспечить объект всем необходимым и проводить обучение сотрудников?
- Это зависит от того, какие системы выбраны. Обучение стоит недорого – не более 3 тысяч рублей. А техническая часть обходится в миллионы.
- Не экономят ли собственники на безопасности?
- Конечно, экономят. Не скажу, что все поголовно, но происходит это, к сожалению, повсеместно.
- Кто и как часто должен проверять знания персонала по технике безопасности?
- Собственник объекта или его представитель, ответственный за это. Те, кто обучает собственника или арендатора, выдают им инструкцию. А те инструктируют необученный персонал под запись, ведут журнал инструктажа. Работодатель по желанию может обучить всех подчиненных или только тех, кто отвечает за пожарную безопасность, включая себя.
- Может ли работодатель сэкономить и здесь, не обучаясь и не обучая?
- Может, но при проверке это выявят, наложат штраф и выдадут предписание пройти обучение.
- Большой ли штраф за такое нарушение?
- На юридическое лицо до 500 тысяч рублей.
- Если многие владельцы торговых центров все же игнорируют требования закона, стоит ли увеличить штрафы или ввести более суровые наказания?
- Дело не в размере штрафов и других санкциях, а в том, что инспекторы государственного пожарного надзора, как я уже сказал, чаще всего не могут проверить объект, когда у них возникнет такое желание.
- Бывает так, что все требования пожарной безопасности в помещении нельзя выполнить технически?
- Да, и для таких объектов издают спецтехусловия, где прописываются дополнительные мероприятия в области пожарной безопасности. Почти все торговые центры имеют такие спецтехусловия. Это те же самые нормы, только они разрабатываются для конкретного объекта. На их основании объект перестраивается, оснащается системами безопасности и принимается в эксплуатацию. Сгоревший торговый центр в Кемерово тоже должен был иметь такие условия. И они должны были соблюдаться. Но, к сожалению, это осталось в теории. А в жизни мы получили то, за что теперь скорбим.