В Пермском крае — большой скандал: возбуждено уголовное дело в отношении бывшего министра сельского хозяйства Ивана Огородова и первого заместителя министра сельского хозяйства региона Людмилы Ковровой. Дело возбуждено краевым УФСБ по ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). По версии следователей, Коврова и Огородов причастны к хищению в более 207 млн рублей бюджетных средств, выделенных как субсидия ООО «Свинокомплекс «Пермский» в начале 2017 года. Условием ее выделения была ликвидация налоговых долгов ООО, но это не было исполнено. Летом 2017 года правительство Пермского края потребовало вернуть средства. «Свинокомплекс Пермский» отказался и сейчас предприятие находится в процедуре банкротства. Экс-министр сам вышел на редакцию «ФедералПресс» и предложил в интервью пояснить детали сложившейся ситуации.
– Как вы помните, год и два месяца назад против меня и гендиректора ООО «Птицефабрика «Менделеевская» Андрея Белкина было возбуждено уголовное дело. Его прекратили 18 апреля после года расследований и трех судов, признавших полную законность выплаты субсидии, по реабилитирующим основаниям – за отсутствием состава преступления. Однако 18 апреля, вручая мне постановление о прекращении уголовного преследования по тому делу, мне одновременно вручили и другой документ. О возбуждении против меня и замминистра сельского хозяйства Людмилы Ковровой нового уголовного дела, уже в связи с субсидией, выделенной ООО «Свинокомплекс «Пермский».
– В чем вас теперь подозревают?
– Дело возбуждено по статье о растрате. Следствие, видимо, считает хищением выделение 207 млн рублей тогдашнему оператору свинокомплекса.
– А имело место хищение?
– Ничего подобного. Выделение субсидии – абсолютно законный процесс, утвержденный как правительством края, так и депутатами Заксобрания Пермского края.
По сути, у этой субсидии ООО было две цели.
«Копеечная пеня становится непреодолимым барьером для фермеров»
Первая: приобретение кормов для свиней, оплата электроэнергии и газа. Вторая – погашение кредиторской задолженности, возникшей у ООО «Свинокомплекс «Пермский» перед государственным АО «Пермский свинокомплекс» за приобретение свиней.
Еще раз подчеркну: выплата субсидии прошла в рамках утвержденных и действующих нормативных актов Законодательного собрания, правительства Пермского края и так далее. Они проверены и одобрены в прокуратуре, минюсте, опубликованы на сайтах.
– В деле фигурирует, кроме вас, и действующая замминистра сельского хозяйства Людмила Коврова.
– С 24 января 2017 года я уже не работал министром, соглашение было подписано 30 января Людмилой Ковровой, которая на тот момент была исполняющей обязанности министра. Логика у следствия, видимо, такая. Коврова совершила преступление, а я был его инициатором, организатором некоего хищения.
– Проводились в отношении вас какие-то следственные действия? В прошлом году по делу «Птицефабрики Менделеевская» вас даже задерживали.
– Пока никаких действий не проводилось. Ничего, кроме вручения уведомления о возбуждении в отношении меня уголовного дела. Обвинения также пока не предъявлялось.
– СМИ сообщали о том, что есть заключение проверки Счетной палаты Пермского края о том, что субсидия была выдана ООО в нарушение Бюджетного кодекса РФ, который запрещает давать средства на погашение просроченной кредиторской задолженности.
- Если бы это соглашение и нормативный акт – поправка в бюджет Пермского края – не соответствовали Бюджетному кодексу, тогда его не должен был согласовать минфин края, а министр финансов региона не должен был голосовать за него на заседании правительства, и обязан был бы написать возражение. Правовые управления правительства должны были бы тогда его не согласовать, прокуратура – написать протест, а минюст – указать на нарушения. Ничего этого не было.
– Но предприятие отказалось возвращать 207 миллионов в бюджет после проверки.
– Сейчас, после признания ООО «Свинокомплекс «Пермский» банкротом, эти средства пойдут в конкурсную массу.
– Насколько известно, субсидии получает отнюдь не только свинокомплекс. С чем связан такой интерес и следствия, и СМИ к ситуации на предприятии?
– Это странная ситуация. Да, «Свинокомплекс Пермский» получает субсидии, которые поддерживают его существование. Да, скажу откровенно, предприятие в нынешнем виде неэффективно. Без финансовой помощи региона оно не смогло бы обеспечить себя. Когда предприятие перешло из госсобственности в собственность региона в 2013 году, закупочная цена на свинину упала с 160 рублей за кг до 88 рублей.
Комплекс нужно кардинально модернизировать, либо вообще строить на его месте новый.
Это потребует порядка 6-10 млрд рублей. Любой инвестор, заходящий в проект – а переговоры и поиски инвестора правительство вело все эти годы – требует от властей региона софинансирования или субсидирования такого проекта, порядка 50 % от его общей стоимости. Получается 3-5 миллиардов рублей. При общем объеме поддержки всех сельхозтоваропроизводителей в Пермском крае в 1,8 млрд рублей в год. А ликвидация предприятия повлечет за собой серьезнейшие социальные риски.
При этом смотрите: «Комос групп» вложил в реконструкцию Менделеевской птицефабрики 200 миллионов, 18 млн вернулось инвесторам из бюджета края и страны, по соглашению. Они свой инвестиционный бизнес-план недовыполнили на 1,6 % и за это на них завели уголовное дело. То самое, по которому я проходил вместе с гендиректором Белкиным и которое было закрыто за отсутствием состава преступления. Как думаете, инвесторы еще 200 миллионов вложат в Пермский край? Да пошлют они нас куда подальше!
Фото: Facebook/Иван Огородов