В сентябре население Приморского края будет выбирать губернатора. Уже сейчас документы на участие в предварительном голосовании «Единой России» подали пять человек, включая врио главы региона Андрея Тарасенко. В ближайшее время с кандидатурами определятся и другие партии. О том, как будет проходить предстоящий выборный цикл и ждать ли от него неожиданностей, — в беседе с «ФедералПресс» рассуждал директор консалтингового агентства «Expert Group», политолог Павел Наливайко.
«Вопрос в том, как именно пройдут выборы»
Павел, «Единая Россия» со своими кандидатами определилась... А каков в целом расклад политических сил на предстоящие выборы?
- Начну сразу с того, что праймериз у партии формальный. У врио губернатора Андрея Тарасенко очень уверенные позиции: у него федеральная поддержка, его назначил глава государства Владимир Путин, в марте получивший впечатляющее количество голосов жителей страны. И те шаги, которые предпринимал Андрей Тарасенко после своего назначения, создали ему позитивный образ. Ожидания электората удалось оправдать. Поэтому нет сомнений в том, кто одержит победу на выборах.
Вопрос заключается в том, как именно пройдут выборы, как используют выборный потенциал, какой результат будет у Тарасенко. Пока у врио существуют две основные проблемы: это проблема узнаваемости на территории региона и отсутствие стратегического видения региона. И избирательная кампания — как раз отличная возможность это видение получить, озвучить свою стратегию и продвинуть ее.
Что касается остальных политических сил... На праймериз выдвинулись формальные лидеры, партийные функционеры, которые обязаны участвовать в подобных процессах. Интерес вызывает лишь кандидатура Всеволода Романова. Мы, эксперты, интерпретируем это как попытку использовать праймериз в качестве инструмента влияния на находкинскую ситуацию. У Тарасенко есть своя креатура на пост главы Находки, и некоторые политико-финансовые группы этим недовольны...
Тем не менее, с уходом Миклушевского в Приморье закончилась эпоха политических самоубийств. Врио удастся реализовать свой сценарий и с Находкой, и с праймериз. Внутри партии нет конкуренции, есть общая работа над программой действий. Кто-то из кандидатов-дублеров, наверняка, попадет впоследствие во внутриполитический блок.
У коммунистов есть Ищенко и Самсонов. Но в данном политическом цикле Ищенко куда интереснее — протестные настроения ушли, и он именно тот кандидат, который нужен КПРФ.
У ЛДПР объективно никого кроме Андрейченко нет. Кстати, ЛДПР, вероятно, покажет результат лучше, чем на выборах 2014 года.
Ресурс партии пенсионеров и «Справедливой России» — в интересных личностях: бизнесменах, общественниках. Удастся ли региональным руководствам партий реализовать этот потенциал — интересный вопрос. «Справедливая Россия» теряет позиции на всех уровнях — и с уходом Константина Межонова жизнь внутри регионального отделения практически остановилась. Если потенциал реализован будет, то получится реабилитировать свои ячейки. Если же нет — дело кончится сменой регионального руководства.
Все понимают: выборы предопределены. Но создать атмосферу открытости, сохранив тренд президентских выборов, — важная задача.
«Пушкарев вне политики, а Николаев выжидает»
В Приморье есть уникальное понятие «коллективного Пушкарева». Есть еще блок Владимира Николаева. Они примут участие в борьбе, на Ваш взгляд?
- «Коллективный Пушкарев» отошел от политических дел. И связано это с затянувшимся уголовным делом, которое продлится еще года полтора. Сейчас зачитали только четверть материалов, а впереди еще — опрос свидетелей. У «коллективного Пушкарева» сейчас две задачи: сохранить позитивный образ Игоря Сергеевича и бизнес-активы. И то, и другое у них неплохо получается.
Блок показал готовность сотрудничать с действующей администрацией. Это доказало беспрепятственное назначение Виталия Веркеенко на пост главы Владивостока. И Андрей Тарасенко такие действия оценил. Сейчас можно рассмотреть ресурсное участие блока в выборах. А в дальнейшем это инфраструктурные проекты — понятно, что тот же ВКАД (Владивостокская кольцевая автодорога) все равно будет построен. Ресурсы семьи Пушкаревых неоценимы и уникальны на Дальнем Востоке. И политическая карьера Пушкарева не закончена.
Иная ситуация сложилась у блока Владимира Николаева. Им удалось сделать серьезный рывок по легализации своего присутствия. Этому поспособствовало и избрании Виктории Николаевой депутатом Госдумы. Но что-то пошло немного не так...
Я думаю, Николаев пытался войти в гордуму, но силовые структуры вмешались в процесс. Люди Николаева вынуждены были выйти из выборов. Хотя основная цель достигнута — возвращение самого Владимира Викторовича легализовано, он в Приморье, участвует в массовых мероприятиях. И это огромный имиджевый прорыв.
Однако в этом избирательном цикле блоку Николаева уже ничего не светит. Сохранение социальной активности направлено лишь на декриминализацию — снятие уголовного шлейфа — и возможные претензии на избирательный цикл 2021 года. Тогда Владимир Николаев может попробовать избраться в Законодательное Собрание.
Сотрудничество с блоком в финансовом плане невыгодно для самого Андрея Тарасенко — репутационный шлейф за Николаевым пока тянется.
Что касается остальных политико-финансовых групп — у Тарасенко хорошие отношения и с дарькинскими, и с кондратовскими, и с текиевскими. На президентских выборах врио сознательно дистанциаровался от всех групп, чтобы не брать на себя те или иные обязательства в будущем. Тарасенко вообще действует очень аккуратно и осторожно. Финансирование кампании может быть произведено из личных средств или с привлечением средств федеральных кураторов. В будущем это позволит главе региона создать достаточно автономное правительство. Тарасенко показал себя как человек, мыслящий неординарно и принимающий решения самостоятельно — вспомним опять назначение главы Владивостока.
«Медовый месяц Тарасенко может длиться еще полтора года»
Андрею Тарасенко удалось выстроить достаточно эффективное взаимодействие с элитами. Со всеми ли и за счет чего?
- Когда Тарасенко вступил в должность врио, политологи ввели понятие политической реновации в Приморье. Врио сформировал команду на основе эффективности, а не приверженности к той или иной политической группе, как это делал Миклушевский. И, в отличие от Миклушевского, он дает возможность работать людям, нет такого прессинга, как был. Теперь люди могут выдвигать свои инициативы и договариваться.
Против Тарасенко сейчас нет никаких информационных атак. Почему? Да потому что он на подъеме, и это будет продолжаться и дальше. Благодаря своим действиям ему удалось растянуть свой «медовый месяц». Благодаря выборам он пролонгирует его еще года на полтора.
Отказ от внутренней политики Владимира Миклушевского уже завоевал лояльность элит. Приморские элиты взрощены в основном в девяностые. И «по-пацански» их все устраивает — им нравится равноправие.
Сейчас элиты демонстрируют свою лояльность, но некоторые не хотят при этом ничего делать. Врио это прекрасно видит и понимает. Сентябрьские выборы развяжут ему руки, он окончательно решит для себя, с кем предстоит работать в ближайшие пять лет.
Павел, совсем недавно был назначен новый вице-губернатор по образованию и науке Ирина Мануйлова. Сформирована ли уже команда Тарасенко?
- Я расцениваю нынешний состав как временную администрацию. Андрею Владимировичу нужно было оперативно справиться с наследием Миклушевского. И в этих обстоятельствах привлечение специалистов широкого профиля с огромным авторитетом в регионе было самым правильным решением. Ныне же Тарасенко завел близкое окружение из трех-четырех человек. Это и люди из Росморпорта, и из тех, кого посоветовали федеральные кураторы. Сейчас в команде есть и дарькинские, и полпредские, и другие. Это сохранится до момента избрания.
Тарасенко сейчас выжидает. У людей во время кампании будет шанс себя показать — и тогда будут приняты решения. Сейчас ряд органов власти возглавляют люди Миклушевского. Например, в блоке внутренней политики определенно надо что-то переигрывать.
Перед Андреем Тарасенко стоят масштабные задачи, и он это осознает. Он сформирует крепкую команду. И точно не по принципам Миклушевского.
«Риски — зарплаты, муниципалитеты и позиция штаба»
Павел, можно спрогнозировать ход выборов: явку, процент голосов за партии приблизительный?
- Пока трудно прогнозировать, и причина проста. Нет понимания, какую стратегию изберет внутриполитический блок и примет врио. Тарасенко — единственный политик, кто может претендовать на пост губернатора. Однако если скамейка кандидатов будет интересной, то и явка будет соответствующей.
Какие риски сейчас существуют для врио губернатора?
- Первое — это сохранение задолженностей по заработной плате на ряде предприятий Приморья. Второе — это ситуация в муниципалитетах. Тарасенко нельзя ослаблять хватку, иначе некие политико-финансовые группы, не согласные с его политикой, начнут раскачивать лодку. Третий риск — это возможная внутренняя позиция штаба. Если они изберут тихую кампанию, будут «сушить» явку, у Тарасенко не будет программы — то Тарасенко останется малоузнаваемым губернатором, со средней легитимностью. И появится риск в будущем войти в пике Миклушевского, когда любая ошибка воспринимается критично. Тарасенко однозначно предстоит показать, что он здесь надолго.