Управляющая компания индустриальных парков Тюменской области работает с 2014 года, сейчас она называется «Агентством инфраструктурного развития». Региональные власти возлагают много надежд на парки – они должны помогать привлечению крупных инвесторов. Однако навряд ли рядовой житель области должен ощущать как успех сам факт прихода очередной компании, о котором объявляют СМИ. В январе директором «Агентства» стала Ольга Романец, ранее работавшая заместителем предыдущего директора Андрея Саносяна, а также трудившаяся в региональном департаменте инвестиционной политики. О том, каких результатов добивается ее команда от индустриальных парков, ощутят ли их на себе жители области, о сложностях в работе и конкуренции с другими парками России, – в интервью «ФедералПресс».
Ольга, вы приступили к работе в статусе руководителя в январе. Расскажите, как прошли первые месяцы вашего директорства?
– Интересно! Понятно, что это другой уровень ответственности, другое восприятие, но мне очень нравится. Задач много, они довольно масштабные. Но у меня сильные заместители, сильная команда. Если что-то непонятно, я никогда не стесняюсь задать вопрос. Больше работы «на земле», чем на госслужбе. Новое для меня, конечно, есть, в части строительства, например, или налаживания бизнес-процессов, – мы акционерное общество и не живем за счет бюджета, получаем субсидии только на строительство парков. На свою жизнь мы зарабатываем сами.
В информационном поле в основном появляются новости об очередных резидентах парков. Но ведь привлечь инвесторов – это не единственная цель. Какими должны быть результаты вашей работы? Какой эффект получит экономика региона?
– Сама философия индустриальных парков очень проста. Правительство области вкладывается в создание площадки, чтобы ускорить и удешевить вход инвесторов. Это позволяет быстрее запустить новые производства и, соответственно, быстрее получить налоговые доходы в бюджет. Экономика простая: здесь нет федеральных денег, только средства областного бюджета и наши, акционерного общества. Они отбиваются за счет налогов. В среднем, исходя из общероссийского опыта, в прошлом году индустриальные парки на один вложенный рубль получали семь.
Проект однозначно себя оправдывает, мы настроены быстро получить эффект. Можно сказать, что эту задачу мы выполняем: скажем, «Боровский» открыли в августе 2016 года, и скоро мы запускаем первый завод, менее чем через два года. Он полностью построен, сейчас производят пусконаладку.
И кто же станет первым?
– «Тюменский пломбир», производство мороженого от местной компании «Ландис». Можете в самое ближайшее время искать его в магазинах. Молоко используют тюменское. Мороженое действительно вкусное! И это я говорю не как директор управляющей компании.
В высокой степени готовности еще два предприятия: «Сиббурмаш» и «Ягоды плюс». Их догоняют еще два: завод по производству фруктовых чипсов и переработка салатов, овощей компании «Прованс». Надеемся, что «Рост гриб» тоже закончат работы в этом году, «Тюмень прибор» планируют завершить строительство к декабрю. Наша задача – сделать так, чтобы в следующем году все уже работали.
И главным эффектом от их работы должны стать налоги в областной бюджет. А как же те преференции, которые получают резиденты?
– На сегодня льготные условия – низкая стоимость аренды земли, выгодные займы либо возмещение затрат по лизингу от «Инвестиционного агентства Тюменской области». Что касается налоговых льгот, индустриальные парки – зона экономического развития. Резиденты могут, когда введут объекты в эксплуатацию, получить льготу по региональному налогу на прибыль, а также освобождение от налога на имущество. Но в список льгот не входит НДФЛ, основной налог, который идет в бюджет с рабочих мест. По созданным рабочим местам они все платят в полном объеме. И налог на прибыль снижается только до 14 %. Мы не говорим, что они от всего освобождаются.
У нас еще есть намерение воспользоваться федеральной поддержкой: часть налогов, которые уходят от резидентов в бюджет страны, мы сможем вернуть в область.
Рядовые жители области увидят в явном виде эффект от работы индустриальных парков? Может быть, вырученные деньги пойдут на какой-то конкретный социальный проект, на который раньше не хватало средств.
– Эффект увидеть будет очень просто: зайти в магазин у дома и купить тот же пломбир или другую продукцию, которую будут выпускать резиденты парков. Она появится на столах у людей. Что касается вырученных средств, нет ведь такого, что именно эти налоги пойдут конкретно на дороги, например.
Вы сказали, что в среднем в России парки получают семь рублей за один вложенный. Какого результата вы ожидаете от наших парков?
– Нужно время, чтобы мы посчитали эффект. Думаю, через год-два мы сможем об этом сказать.
То есть через год или два окупятся вложения?
– Думаю, что, если говорить о всех вложенных средствах в «Боровский», они окупятся в пределах трех лет. «Богандинский» – это перспектива. Он сейчас будет заполняться гораздо быстрее. В этом году там начнется активное строительство. В мае-июне мы ожидаем еще двух новых резидентов. Заполнить все места планируем за этот и следующий год.
А что насчет компаний, которые приходят к нам из других регионов и государств? От них вы рассчитываете получать доход?
– Конечно. Обязательное условие – регистрация предприятия в Тюменской области.
Получается, вам неважно, кого привлекать – местных или неместных. А у вас нет планов использовать созданную инфраструктуру для поддержки новых тюменских предприятий, которые только в начале пути, которым сложно подобрать помещение? Возможно, при прочих равных они уступят заявкам более крупных и опытных компаний, но за счет условий индустриальных парков смогут быстро развиться.
– Да, такое направление у нас есть. Для этого мы спроектировали производственный инкубатор для «Богандинского» и скоро приступаем к строительству. Надеемся к сентябрю его запустить. Схема такая: строим два цеха по тысяче квадратных метров, помещения будем сдавать в аренду. Это как раз для тех случаев, когда компания не может сразу вложить деньги в строительство. Она начинает с аренды, завозит оборудование, выпускает продукцию, получает прибыль, а потом можно выходить и на возведение своих цехов.
Но арендаторов в этом инкубаторе еще нет?
– Потенциальные есть. Интерес высокий. Ежедневно общаемся с теми, кому это интересно. А дальше будем вести отбор.
О хорошем мы слышим часто. Расскажите, с какими сложностями вы сталкиваетесь в работе?
– Для нас главная работа – привлечение инвесторов. Есть ситуации, когда выбор делается не в нашу пользу. Отрасль индустриальных парков высококонкурентна сегодня. Выбор других площадок связан с объективными обстоятельствами. Для кого-то это рынки сбыта. Более привлекателен компаний Центральный округ, Москва, Подмосковье. Из ассоциации индустриальных парков иногда присылают информацию о потенциальных инвесторах, и первое требование: удаленность от Москвы не больше ста километров. Но мы же не можем передвинуться поближе. Если компания ориентирована на массовый рынок сбыта, мы тут уступаем. Но у нас сильные позиции по другим секторам, например, все, что связано с нефтегазовым оборудованием. И здесь нам нет равных.
Конечно, мы хотим развиваться не только в нефтегазовой сфере, но и в новых отраслях. Ищем. Ведем переговоры с компаниями биохимической, фармацевтической отраслей. Они бывают сложными, порой выбор делается не в нашу пользу.
Влияет ли на это небольшой опыт? Некоторые российские парки работают по десять лет и больше.
– Играет ли это роль в переговорах? Я бы не сказала. У нас есть инфраструктура, сильная команда, в региональном правительстве готовы помочь с решением любых проблем. Сказать, что есть такой критерий – ваши парки работают недавно, поэтому мы отказываемся – нельзя.
Мы много ездим, собираем опыт коллег. Понятно, что когда приезжаешь в Ульяновск, Башкирию, Татарстан и видишь красивые, работающие заводы – это то, к чему надо стремиться. Прежде всего ориентируемся, конечно, на Татарстан. Хотя у нас своя модель, свое видение.
Идет ли некое соревнование между индустриальными парками страны?
– Конечно! Сейчас в каждом регионе есть парки: в стране всего 111 действующих и еще около шестидесяти проектов. Вопрос не в том, что инвестор пойдет в регион, потому что там есть парк. Любой инвестор оценивает ситуацию в комплексе: что еще здесь есть помимо подготовленной площадки, какая поддержка, как работает команда. Конечно, есть конкуренция: Свердловская область, Челябинская... Как выглядят соседи-конкуренты? В каких-то позициях нормально выглядят. Я, если честно, особо не занимаюсь оценкой их работы. Не сказала бы, что соседние регионы в чем-то выигрывают перед нами. Нет какого-то явного преимущества.
На Восток вы обращаете внимание? Возможно, там есть пока мало кому известные, но перспективные проекты?
– У нас идут переговоры с предприятиями Алтая, там сильный фармацевтический кластер. Дальше на Восток – это уже Корея, Япония. Мы делали для них презентацию. Есть потенциальный интерес. Японская делегация, например, приезжала в Тюмень в прошлом году. Развиваем контакты с Китаем.
Стоит ждать китайских предприятий в индустриальных парках Тюменской области?
– Стоит. Здесь, конечно, есть свои особенности. Очень длительные переговоры, настолько, что порой теряешь нить обсуждения. Но мы работаем в этом направлении. Много приезжает делегаций, мы показываем площадки. В прошлом году был выезд в Харбин, планируем поездку в этом году. Все идет не так быстро, как хотелось бы, но мы работаем над этим.