На Среднем Урале готовится к реализации амбициозный проект особой экономической зоны «Гора Белая». В проектах – создать на Урале вторую «Красную поляну». «ФедералПресс» поговорил о реальных перспективах проекта горнолыжного туристического кластера с человеком, «съевшим собаку» на особых экономических зонах – генеральным директором «Титановой долины» Артемием Кызласовым.
«Промышленные инвесторы дольше раскачиваются, но дольше остаются. Инвесторы в туристической зоне могут сегодня прийти, а через три года сняться»
Артемий Игоревич, обе очереди «Титановой долины» – федеральные ОЭЗ. Сейчас обсуждается вопрос о создании региональной особой экономической зоны на горе Белая. В чем принципиальное отличие региональной ОЭЗ от федеральной?
– Это льготы, которые предоставляются инвесторам через инструмент ОЭЗ. В региональной зоне – льготы предоставляет только субъект в федеральной – как областные, так и федеральные власти. Например, таможенные льготы может предоставить только российское правительство. Часть механизмов, которые касаются документооборота, – это тоже зона ответственности федеральных властей. В остальном региональные ОЭЗ создаются областными властями в точках, где нужно привлечь и сконцентрировать какое-то производство или развить отрасль. Они более свободные в отраслевой специфике и в местоположении. В основном они имеют два вида льгот: это налоговые каникулы регионального уровня и упрощение процедур межведомственного взаимодействия.
Региональная особая экономическая зона может получить статус федеральной?
– Теоретически. Почему нет? Просто я не думаю, что федерация будет давать статусы по туристическим зонам, так как привлекательные турзоны и так развиваются, там не нужно каких-то льгот. Кроме того, не все туристические ОЭЗ федерального значения подтвердили эффективность. Как вы, наверное, помните в 2016 году закрыли 10 туристических зон.
ОЭЗ на горе Белая заявлен как туристический кластер. С вашей точки зрения, насколько перспективен такой проект?
– Я не большой специалист в туристических ОЭЗ, сам не катаюсь ни на горных лыжах, ни на сноубОрда» *запрещены в РФ">Орда» *запрещены в РФ">Орда» *запрещены в РФ">орде, но у меня есть друзья из Москвы и Питера, которые прилетают специально к нам, чтобы покататься на Белой. Исходя из этого, я делаю вывод, что технологически и с точки зрения местоположения эта площадка может запустить процесс кластеризации. То есть на ее базе могут развиваться не только горнолыжный отдых, но и смежные рекреационные направления. К тому же туристическая зона не имеет четких границ, не ограждена забором, как промышленная. Это некоторая территория, на которой предоставляются определенные льготы.
Может ли ОЭЗ на горе Белая стать второй «Красной поляной»?
– Не думаю, что можно сделать аналог «Красной поляны» – просто в связи с климатическими условиями и с тем, что в Сочи спусков и склонов значительно больше, они разного уровня. Вполне достойный курорт в масштабах УрФО, я думаю, совершенно точно сделать можно. В Екатеринбурге, на Урале в целом, таких точек – качественно подготовленных – практически нет, можно по пальцам одной руки сосчитать. Поэтому, чтобы ее развить до уровня лучшего горнолыжного курорта на Урале, на самом деле, не так много нужно и доделать. Спуски, как я уже сказал, там и так хорошие.
Сколько времени, с вашей точки зрения, понадобится, чтобы заработала ОЭЗ под Нижним Тагилом?
– Под Нижним Тагилом не нужно такого объема инвестиций в инфраструктуру, как, например, в первой очереди «Титановой долины». Сам Нижний Тагил обустроен на порядок выше, чем Верхняя Салда. Думаю, что там вопрос исключительно организационного характера – определить правила для инвесторов и этих инвесторов привлечь. По большому счету, туда нужно комфортно из аэропорта доехать, там надо разместиться в каком-то нормальном жилье и там надо банально днем пообедать, а вечером – поужинать. Такие курорты функционируют по принципу выходного дня: в пятницу приехали, вечером в воскресенье уехали. На данный момент я не вижу каких-то больших подводных камней, которые бы не позволили этим заняться и сделать быстро. У нас в стране предпринимателей, которые инвестируют в подобные объекты, достаточно, капиталоемкость там не очень большая.
Привлекать инвесторов в туристическую зону проще чем в промышленную?
– И да, и нет. Промышленные инвесторы дольше раскачиваются, но дольше остаются. Их горизонт планирования начинается от двадцати лет. Инвесторы в туристической зоне – могут сегодня прийти, а через три года сняться, потому что не окажется туристического потока. Поэтому здесь очень разная специфика.
Какие на ваш взгляд сроки реализации такого проекта?
– Если в этом году заняться организационной составляющей, а в следующем начать строительство, то к сезону 2019-2020 ОЭЗ на Белой вполне может начать функционировать.
«Этот вопрос будет решен, встанет следующий: «За чей счет строить?»
Артемий Игоревич, проект ОЭЗ «Гора Белая» – пока только проект. Вторая очередь «Титановой долины» в Екатеринбурге тоже остается только проектом пока не получен статус особой экономической зоны. На какой стадии сегодня этот процесс?
– Сейчас документы в Минфине в Москве. Надеюсь, что на этой неделе они попадут в Минюст. До подписи председателя правительства в спокойном режиме эта процедура занимает около месяца. Сейчас структура федерального правительства понятна, состав тоже, думаю, пробуксовки с подписанием постановления РФ о создании второй очереди не будет. Принципиально заявка подготовлена хорошо, управляющая компания «Титановой долины» и правительство Свердловской области ее отработали с Минэкономразвития РФ, поэтому не ожидаю каких-то сложностей.
Вторая очередь строится, в том числе, на землях Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Металлурги будут как-то участвовать в проекте?
– Земельные участки, которые принадлежали УГМК, управляющая компания ОЭЗ «Титановая долина» выкупила в прошлом году. Деньги на эту сделку выделила Свердловская область. На данный момент УГМК формально никаким образом не участвует в судьбе второй очереди «Титановой долины». Они помогают в каких-то вопросах, касающихся их бывшей площадки, но де-юре в процессе не участвуют.
В какую сумму обошлась покупка земель УГМК, если не секрет?
– Земли и имущественный комплекс мы выкупили за 198 миллионов рублей. В принципе, если брать рыночную оценку – это нормальная стоимость: проводилась независимая оценка.
В прошлом году потенциальная вторая очередь и программы развития Арамиля и Сысерти оказались под угрозой из-за нехватки газоснабжения для новых объектов. Этот вопрос решился?
– Сысертско-арамильский куст – достаточно сложный в плане и электричества и газа, здесь много промышленных объектов и других потребителей, которые нуждаются в ресурсах. Не могу сказать, что на данный момент вопрос окончательно разрешился. Определенные технические решения выработаны, в какой-то части согласованы, в какой-то – проходят согласование. Думаю, до конца лета, край – начало осени, мы получим все необходимые согласования, и этот вопрос будет решен. Встанет следующий вопрос: «За чей счет строить?».
Насколько целесообразно вообще запускать вторую очередь, пока первая еще толком не начала работу?
– Во-первых, это потенциальная вторая очередь, – пока статус не получили. Во-вторых, между первой и второй очередью есть большая разница. Первая очередь – это greenfield. На момент, когда мы начали строительство, там не было вообще никаких мощностей: ни электрики, ни газа, ни воды – ни внешних инженерных сетей, и внутренних. Вторая очередь – это все-таки brownfield, и здесь несколько проще: есть мощности, которые позволяют запустить первых резидентов.
И конечно, говорить, что первая очередь толком не заработала, не совсем корректно, потому что есть несколько этапов запуска производства или запуска в эксплуатацию собственно ОЭЗ. Первый этап – это когда управляющая компания готовит инфраструктуру на площадке. На данный момент этот этап завершен, остались незначительные штрихи. Второй этап – это когда резиденты выходят на площадку и начинают строить свои производства. У нас этот этап тоже идет: сейчас на первой очереди «Титановой долины» строительство ведут 5 компаний.
И третий этап – это когда первое производство запускается в эксплуатацию: у нас в этом году запустится три завода. Ну и четвертый, финишный этап, – это когда заполнена вся территория ОЭЗ. Обычно этот процесс занимает 7-10 лет.
Фото:Евгений Поторочин