2 августа Россия отмечает День Воздушно-десантных войск. Десант считается элитой Вооруженных сил, самым грозным и смертоносным оружием страны. Но, как ни странно, служба в ВДВ учит не только брутальности и агрессивности, но и смирению и ответственности. О своем отношении к празднику и десантуре на улицах в интервью «ФедералПресс» рассказал клирик челябинского Свято-Симеоновского кафедрального собора отец Дионисий, в прошлом – пулеметчик 137 парашютно-десантного полка Денис Кадомцев.
Отец Дионисий, ваша служба в ВДВ – случайность, или вы целенаправленно готовили себя к этим элитным войскам?
– Готовить специально не готовил, но это была моя мечта. Я вырос в Троицке, все детство смотрел, как военные прыгают с парашютами с вертолетов (в Троицке дислоцированы вертолетные подразделения Второго командования ВВС Центрального военного округа. – Прим. ред.). Сам мечтал о прыжках. Уже после, во время учебы в университете, пошел в секцию ДОСААФ, совершил три прыжка. Заработал значок «Спортсмен-парашютист 3 разряда». Потом еще дважды прыгал на аэродроме в Калачево. После окончания университета от армии не косил – у меня отец военный. Пошел в военкомат, захватил документы. И, хоть и не был накачанным атлетом, попал в ВДВ, в 137 парашютно-десантный полк в Рязани.
Попасть в ВДВ – случайность. А попасть в церковь?
– Отец у меня военный, а старший брат – священник. Сейчас отец Дмитрий Кадомцев – настоятель храма в селе Верхняя Санарка. Так что и я другой карьеры себе не хотел, после армии поступил в Казанскую семинарию.
Сегодня, через 10 лет после демобилизации, как вы думаете, что вам дали десантные войска? В нынешней жизни это помогает священнику или мешает?
– Конечно помогает! Совсем ведь не праздны слова о том, что армия делает из мальчишки мужика, учит ответственности, дисциплине. А для меня как христианина это была еще и школа некоего смирения, послушания: согласен ты или нет с приказом, ты обязан подчиниться и его выполнить. И в то же время – соблюсти баланс, уметь постоять за себя, не покориться давлению. Не то чтобы «дедовщине», «дедовщиной» это не назовешь, но определенные неуставные отношения – они же все равно есть, они давят. Все это было очень важно и полезно.
То есть нет противоречия между качествами, необходимыми воину, и качествами, важными для священнослужителя?
– Священнослужитель – это тоже воин Христов, у священника тоже служба. Можно провести прямую аналогию с военными.
Вы знакомы с другими священниками, которые «родом из десанта»?
– Есть священники, которые проходили службу в разных родах войск. Есть и прыгавшие с парашютом, я о них слышал. Правда, они не в нашей Челябинской епархии. Вообще среди православных священников немало бывших военных, и кадровых в том числе.
Православная церковь много внимания уделяет военно-патриотическому воспитанию молодежи. Но многие сам термин «военно-патриотическое воспитание» воспринимают, как нечто сугубо мирское. Вы имеете отношение к этим церковным программам?
– Любой термин можно понимать в нашем современном обществе по-разному. Воспитание – это все же не совсем мирское понятие. Воспитание патриотическое, духовное, морально-нравственное – это, наверное, самая главная и сложная задача, которую мы все должны сегодня решить. Потому что если не сделать этого сейчас, то кто и что потом воспитает наших детей? Я тоже по мере сил стараюсь участвовать в этом. Я – духовник отделения молодежного объединения «Держись», поэтому регулярно участвую в военно-патриотических и скаутских сборах. Мне это близко, интересно и, безусловно, очень важно.
И снова о мнении обывателей. Очень многие к самому празднику День ВДВ относятся, скорее, негативно. Распространенное представление о 2 августа – это когда толпа пьяных мужиков в тельняшках размахивает флагами, орет, задирается, лезет в фонтаны, даже если их заблаговременно отключили. Как вы относитесь к этому празднику? Сами его отмечаете?
– Для меня 2 августа – не только День ВДВ, но и день Ильи Пророка (пророк Илия считается покровителем воздушно-десантных войск и военно-воздушных сил России. – Прим. ред.). С детства для меня эти праздники были едины, я какое-то время даже помогал в храме Ильи в Троицке, работал пономарем. Я радуюсь Дню ВДВ. Другой вопрос – действительно есть проблема. Мне кажется, в народе четко разделяют понятия «десантник» и «вэдэвэшник». Вот «вэдэвэшник» – это как раз пьяный неадекватный мужик. Эта проблема идет из 1990-х и 2000-х, мне кажется. Тогда именно десантные войска часто задействовались в горячих точках на Кавказе, а война – она всегда отражается на психике. А сегодня – да, это проявление какого-то выпендрежа. На самом деле в разы больше честных, достойных, благородных десантников, когда ведут себя достойно, вспоминают своих товарищей. Тот, кто лезет сегодня пьяным в фонтан, – скорее всего, хлеборезом на кухне отсиделся. Настоящий десантник не будет так позорить честь тельняшки и берета.
После демобилизации прыгали с парашютом?
– Прыгал и прыгаю. После армии у меня было девять прыжков, сейчас уже 31.
Фото: личный архив о. Дионисия